Пороки и добродетели 7: Печаль














ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Зал Павла VI,
среда, 7 февраля 2024 г.
Катехизическое поучение. Пороки и добродетели 7: Печаль






Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

На нашем катехизическом пути, посвященном порокам и добродетелям, мы сегодня остановимся на таком довольно скверном пороке, как печаль, понимаемая как подавленность духа, постоянная душевная боль, которая мешает человеку радоваться жизни.

В первую очередь следует отметить, что Отцы, когда говорили о печали, ввели одно важное различение. Действительно, бывает такая печаль, которая подобает христианину и по благодати Божьей обращается в радость: такую печаль не следует, конечно же, отвергать, поскольку она является одной из составляющих пути обращения. Но есть и печаль другого рода, которая закрадывается в душу и вводит ее в подавленное состояниеи именно с такого рода печалью нужно решительно и всеми силами бороться, потому что она исходит от лукавого. То же различение мы находим у св. Павла, который в Послании к Коринфянам говорит так: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор 7, 10).

Итак, есть добрая печаль, которая ведет нас ко спасению. Вспомним блудного сына из притчи: дойдя дна самодеградации, он переполняется ужасной горечьючто заставляет его прийти в себя и принять решения вернуться в дом своего отца (ср. Лк 15, 11-20). Это благодать – оплакивать свои грехи, сожалеть о состоянии благодати, которое мы утратили, скорбеть о чистотекоторой мы лишились и о которой мечтал Бог.

Но так другая печаль – это болезнь души. Он рождается в человеческом сердце, когда пропадает желание или надежда. Здесь можно вспомнить рассказ об учениках из Эммауса. Покидая Иерусалим с разочарованием в душеони признаются Незнакомцу, в какой-то момент приблизившемуся к ним: «А мы надеялись было, что Он (т.ие. Иисус) есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк 24, 21). Динамика печали связана с опытом утраты. В сердце человека рождаются надежды, которые порой оказываются обманчивыми. Это может быть желание обладать чем-то, что в итоге не удается получить. А может быть и что-то действительно важноекак, например, эмоциональная потеря. Когда такое происходит, сердце человека как будто проваливается в пропасть, и тогда единственное, что он чувствует – это упадок духа, внутренняя слабость, депрессия, тоска. Все мы проходим через испытания, которые сеют в нас печаль, потому что жизнь рисует нам мечты, которые в итоге превращаются в миражи. В подобной ситуации одни, погоревав немного, вновь доверяются надежде, но другие упиваются тоской, позволяя ей захватить все свое сердце, как какой-нибудь гангрене. Испытывает ли он удовольствие от этого? Знаете: печаль – это своеобразное удовольствие от недовольства, как положить в рот горький леденец без сахара, невкусный, и рассасывать его. Печаль – это удовольствие от недовольства.

Монах Евагрий говорит, что все пороки обещают удовольствие, каким бы эфемерным оно ни было, в то время как печаль наслаждается противоположным: упивается бесконечной болью. Порой затяжной траур, когда человек долго страдает от чувства пустоты, оставшейся после того, кого больше нет с ним, мешает жизни в Духе. Жестокие обиды, за которые человек постоянно мечтает отомстить, заставляя его чувствовать себя жертвой, не рождают в нас здоровой жизни, а тем более христианской. В прошлом у каждого из нас есть то, что требует исцеления. Печаль, вызванная естественными чувствами, может вылиться в зловредное состояние.

Это коварный демон. Отцы-пустынники описывали его как червя в сердце, который разъедает и опустошает тех, кто его приютил. Прекрасный образкоторый многое показывает нам. Так что же делать, когда меня охватывает печаль? Остановись и посмотри: это добрая печаль? Или не добрая печаль? И реагируй на нее в зависимости от ее природы. Не забывайте, что печаль может быть вещью весьма скверной, которая ввергает нас в пессимизм, заводит в эгоизм, который трудноизлечим.

Братья и сестры, нужно быть осторожными с такой печалью и помнить о том, что Иисус несет нам радость воскресения. Сколько бы трудностей, разбитых надежд, несбывшихся мечтаний, разорванных дружеских отношений ни встречалось в нашей жизни, благодаря воскресению Иисуса мы можем верить, что все будет спасено. Иисус воскрес не только для Себя, но также и для нас, чтобы искупить всякое счастье, которое так и не свершилось в нашей жизни до конца. Вера изгоняет страх, а воскресение Христово удаляет печаль, как камень от гробницы. Каждый день христианина — это осуществление воскресения. Жорж Бернанос в своем знаменитом романе «Дневник сельского священника» вкладывает в уста настоятеля из Торси следующие слова: «В Церкви есть радость — вся та радость, которая предназначена этому печальному миру. Покушаясь на нее, вы покушаетесь на радость». А другой французский писатель, Леон Блуа, оставил нам такое потрясающее высказывание: «Есть только одна печаль…, печаль о том, что мы не святы». Дух воскресшего Иисуса да поможет нам победить святостью печаль.

* * *

И не будем забывать о войнах, не будем забывать об истерзанной Украинео Палестине, Израиле, рохинджа, о множестве и множестве войн, бушующих повсюду. Давайте молиться о мире. Война — это всегда поражение, всегда. Давайте молиться о мире. Нам нужен мир.

Источник: vatican.va















.