Добрый день, дорогие братья и сестры!
Вот уже несколько недель мы занимаемся темой пороков и добродетелей и сегодня в наших размышлениях остановимся на пороке гнева. Это порок особенно мрачный, и его, пожалуй, легче всего обнаружить физически, потому что человек, охваченный гневом, с трудом может скрыть эту бурю: вы видите ее по движениям тела, агрессии, тяжелому дыханию, свирепому и злобному взгляду.
В самом остром своем проявлении гнев – это порок, который не дает человеку покоя. Если он вызван перенесенной несправедливостью (пусть даже мнимой), то часто обрушивается не на виновного, а на несчастных из среды самых близких. Есть такие мужчины, которые сдерживают свой гнев на работе, проявляя спокойствие и кротость, но, вернувшись домом, несносно ведут себя с женой и детьми. Гнев – это порок разрастающийся: он способен лишить нас сна и заставить постоянно думать об одном и том же, не давая нам избавиться от назойливых мыслей и идей.
Гнев – это порок, разрушающие человеческие отношения. Он отражает неспособность принять отличия другого, особенно когда его жизненный выбор расходится с нашим, и не ограничивается просто ненадлежащим поведением, а бросает в котел все: тот человек – другой, и этот другой, какой он есть, другой как таковой пробуждает гнев и негодование. Все начинается с отвращения к самому звуку голоса другого, его банальным повседневным жестам, манере рассуждать и чувствовать.
Когда отношения скатываются до такого уровня вырождения, трезвость ума уже теряется. Гнев лишает здравого рассудка. Поэтому иногда с гневом бывает так, что он не смягчается даже с течением времени. В таких случаях игнорирование и молчание вместо того, чтобы утихомирить возмущение, даже усиливают его. Вот почему апостол Павел, как мы слышали, советует христианам как можно скорее разобраться с проблемой и попытаться примириться: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф 4, 26). Важно разрешить все недоразумения сразу – до захода солнца. Если в течение дня между двумя людьми возникнет какая-то ссора, и они перестанут понимать друг друга, внезапно став чужими, то не нужно отдавать ночь дьяволу. Этот порок будет удерживать нас во тьме, заставляя нашу рассуждения вертеться вокруг наших доводов и, конечно же ошибок, которые всегда не наши, а чужие. Так именно бывает: когда один человек находится во власти гнева, он постоянно говорит, что проблема в другом, и не может признать собственные изъяны и недостатки.
В молитве «Отче наш» Иисус учит нас молиться о наших человеческих отношениях – этой заминированной территории, на которой никогда не удается добиться идеального равновесия. В жизни нам приходится сталкиваться с людьми, которые не платят добром за добро, как и мы, наверняка, тоже не всегда любили всех, как должно. Кому-то и мы не тоже не ответили любовью, которой тот заслуживал. Все мы – грешники, все, и у всех есть минусовой баланс: нельзя об этом забывать! И потому все нам нужно уметь прощать, чтобы получить прощение. Люди не могут быть вместе, если не овладеют искусством прощения, насколько оно по-человечески возможно. Противоположность гнева – это радушие, широта сердца, кротость и терпение.
Но, если уж мы говорим о гневе, нужно сказать еще одно. Этот ужасный порок, как говорится, служит источником войн и насилия. В прологе «Илиады» описан «гнев Ахилла», который станет причиной «бесконечных скорбей». Но не все, что вызвано гневом, неправильно. Древние прекрасно сознавали, что в нас существует та гневливая часть, которую невозможно и нельзя отрицать. Страсти всегда в какой-то мере бессознательны: они дают о себе знать и являются составляющей жизненного опыта. Мы не несем ответственности за гнев, когда он только возникает, но всегда виновны в его развитии. Порой даже хорошо, что гнев изливается, если это происходит правильно. Если человек никогда не злится, если не возмущается при виде несправедливости, если, глядя на угнетение слабого, не чувствует дрожи в своей душе, то это значит, что этот человек – не человек и тем более не христианин.
Бывает святое возмущение, которое – не гнев, а внутренний порыв, святое возмущение. Иисус тоже испытывал его несколько раз в Своей земной жизни (ср. Мк 3, 5): Он никогда не отвечал злом на зло, но испытывал возмущение в Своей душе, а в случае торговцев в храме совершил можное пророческое действие, продиктованное не гневом, а ревностью по дому Господню (ср. Мф 21, 12-13). Нужно четко различать: одно дело — такая ревность, святое негодование, а другое — гнев, который плох сам по себе.
Мы должны с помощью Духа Святого установить верную меру страстей, правильно воспитать их, чтобы они обращались к добру, а не ко злу. Спасибо.
* * *
Завтра в Италии отмечается Национальный день гражданских жертв войны. К молитвенной памяти о тех, кто погиб в двух мировых конфликтах, мы присоединяем также многих – слишком многих гражданских беззащитных жертв разных войн, которые, к сожалению, до сих пор орошают людской кровью нашу планету, как это сейчас происходит на Ближнем Востоке и Украине. Пусть вопль боли дойдет до сердец лидеров государств и пробудит в них стремление к миру. Когда читаешь новости последней пары лет, то видишь, сколько жестокости на войнах, неисчислимо! Будем просить у Господа мира, который всегда кроток, а не жесток.
Источник: vatican.va
.