ПРАЗДНИК ОБРАЩЕНИЯ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА
ЛИТУРГИЯ II ВЕЧЕРНИ
LVII НЕДЕЛЯ МОЛИТВЫ О ЕДИНСТВЕ ХРИСТИАН
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
Базилика св. Павла за стенами,
четверг, 25 января 2024 г.
В Евангелии, которое мы слышали, законник, пусть и обращаясь к Иисусу как к«учителю», хочет все же не услышать Его наставление, а «искушает Его». Однако еще большей фальшью разит от его вопроса: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк 10, 25). Делать, чтобы наследовать, делать, чтобы иметь – вот искаженная религиозность, основанная на обладании, а не на даре, когда Бог – это лишь средство получить желаемое, а не цель, чтобы любить ее всем сердцем. Впрочем Иисус проявляет терпение и предлагает этому законнику поискать ответ в Законе, знатоком которого он является и который велит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя » (Лк 10, 27).
И тогда этот человек, «желая оправдать себя», задает другой вопрос: «А кто мой ближний?» (Лк 10, 29). Если своим первым вопросом он рисковал свести Бога к своему «я», то вторым он пытается делить: делить людей на тех, кого нужно любить, и тех, на кого не стоит даже обращать внимания. А такое деление никогда не бывает от Бога: оно от дьявола, который и есть «разделяющий». Иисус, однако, отвечает не теорией, а притчей о добром самаритянине – конкретной историей, взывающей и к нам. Потому что, дорогие братья и сестры, ведут себя плохо и безразлично священники и левиты, которые ставят соблюдение своих религиозных традиций превыше беды страдающих. Вместо них смысл слову «ближний» придает еретик, самаритянин, потому что сам становится ближним: проникается состраданием, идет к этому брату и ласково склоняется над его ранами, заботится о нем, не задумываясь о его прошлом и его вине, и всего себя посвящает служению ему (ср. Лк 10, 33-35). И это позволяет Иисусу навести на заключение, что правильно поставленный вопрос состоит не в том, кто мой ближний, а в том, кому я ближний. Только такая любовь, превращающаяся в бескорыстное служение, только такая любовь, которую Иисус возвещал и воплощал на деле, сблизит разделенных христиан друг с другом. Да, только такая любовь, которая не оглядывается в прошлое, чтобы стоять на расстоянии или показать пальцем, только такая любовь, которая во имя Божье ставит брата превыше железной обороны своей религиозной системы, только такая любовь объединит нас. Сначала – брат, потом – система.
Братья и сестры, в отношениях между нами не может быть вопроса: «Кто мой ближний?» Потому что каждый крещеный принадлежит к единому телу Христову, и более того, потому что каждый человек в этом мире – мой брат, моя сестра, и все мы исполняем «симфонию человечества», первенцем и Искупителем которого стал Христос. Как напоминает св. Ириней, которого мне предоставилась радость провозгласить «учителем единства», «любящий истину должен не увлекаться отличием каждого звука и не воображать, что у такого-то звука один мастер и творец, а у другого мастер и творец другой…, а сознавать, что у всех звуков один создатель» «Против ересей», II, 25, 2). Так что не: «Кто мой ближний?», а: «Кому я ближний?» Кому ближний я, а затем моя община, моя Церковь, моя духовность? Или мы огородились баррикадами для защиты своих собственных интересов, ревностно отстаивая их автономию, замкнувшись на подсчете собственных преимуществ и завязывая отношения с другими только для того, чтобы что-то выиграть от этого? Если это так, то речь уже не просто о стратегической ошибке, а о неверности Евангелию.
«Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – так начинался диалог между законником и Иисусом. Но сегодня и этот первый вопрос также полностью меняет смысл благодаря апостолу Павлу, обращение которого мы празднуем в этой посвященной ему базилике. Ведь когда Савл из Тарса, гонитель христиан, встречает Иисуса в светозарном видении, которое озаряет будущего апостола язычников и меняет его жизнь , он спрашивает: «Господи! Что мне делать?» (Деян 22: 10). Не «что мне делать, чтобы наследовать?», а просто «что мне делать, Господин?» Господь – вот цель вопроса, истинное наследие и высшее благо. Павел меняет свою жизнь не ради каких-то своих собственных соображений, становится лучше не потому, что реализует свои проекты. Его обращение рождается экзистенциальным переворота, когда на первом стоит уже не безупречность перед лицом Закона, а послушание Богу, полная открытость Его воле. Не безупречность, а послушание: от безупречности к послушанию. Если это Он – наше сокровище, то церковная программа не может состоять в чем-то ином, кроме исполнения Его воли, ответа на Его желания. И Он в ночь перед тем, как отдать жизнь ради нас, горячо молился Отцу обо всех нас, «да будут все едино» (Ин 17, 21). Такова Его воля.
Все усилия, направленные на полное единение, должны идти тем же путем Павла, отложив в сторону важность наших собственных идей, чтобы расслышать голос Господа и предоставить Ему пространство для инициативы. Это хорошо понимал и другой Павел – великий пионер экуменического движения аббат Поль Кутюрье, который в своих молитвах просил о таком единстве верующих, «какого хочет Христос», и «такими средствами, которых Он желает». Нам необходимо это обращение взглядов и, прежде всего, сердец, потому что, как заявил шестьдесят лет назад II Ватиканский собор, «Настоящий экуменизм немыслим без внутреннего обращения» («Unitatis redintegratio», 7). Молясь вместе, мы тем самым признаем, начиная каждый с с себя лично, что нам нужно обратиться, чтобы дать Господу преобразить наши сердца. Вот он – путь: идти вместе и вместе служить, ставя на первое место молитву. Ведь христиане, созревая в служении Богу и ближнему, растут также во взаимопонимании, как говорит тот же собор, «чем теснее будет их общение с Отцом, со Словом и с Духом, тем легче сумеют они углубить и взрастить взаимное братское общение » (там же).
Вот для чего сегодня этим вечером мы собрались здесь, люди из разных стран, разных культур и традиций. Благодарю Его Светлость Джастина Уэлби, архиепископа Кентерберийского, митрополита Поликарпа, представляющего Вселенский патриархат, и всех вас, принадлежащих к множеству христиански общин. С особым приветствием обращаюсь к членам Международной смешанной комиссии по богословскому диалогу между Католической и восточными Православными Церквами, которая празднует 20-ую годовщину своей истории, а также к католическим и англиканским епископам, участвующим в заседании Международной комиссии по вопросам единству и миссии. Превосходно, что сегодня вместе с моим братом архиепископом Джастином мы можем вручить этому епископскому дуэту мандат на продолжение свидетельства единства, которого Бог желает для Своей Церкви в их регионах, чтобы мы вместе продолжали «распространять Божье милосердие и мир, которых так жаждет этот мир» (Обращение епископов Международной англиканской и римско-католической комиссии по вопросам единства и миссии, Рим, 2016 г.). Кроме того, приветствую студентов-стипендиатов Комитета по культурному сотрудничеству с Православными Церквами Дикастерии по содействию единству христиан, а также участников учебных посещений, организованных для молодых священников и монахов восточных Православных Церквей и для студентов Экуменического института Боссе Всемирного совета Церквей.
Вместе как братья и сестры во Христе мы молимся подобно Павлу, говоря: «Что нам делать, Господи?» И стоит лишь задать этот вопрос, как сразу уже звучит ответ, потому что первый ответ – это молитва. Молиться о единстве – вот главная задача нашего пути. И это святая задача, потому что она означает пребывание в общении с Господом, просившим Своего Отца, в первую очередь, о единстве. И давайте продолжать молиться о прекращении войн, особенно на Украине и на Святой Земле. С особым чувством также обращаюсь к возлюбленному народу Буркина-Фасо, особенно к местным общинам, подготовившим материалы для этой Недели молитвы о единстве: пусть любовь к ближнему займет место насилия, терзающего их страну.
«Господи! Что мне делать?» Господь же, – рассказывает Павел, – сказал мне: встань и иди» (Деян 22, 10). «Встань», – говорит Иисус каждому из нас и нашему стремлению к единству. Так давайте же встанем во имя Христово и, стряхнув с себя нашу усталость и наши привычки, пойдем вместе дальше, потому что Он этого хочет, причем хочет Он этого, «да уверует мир» (Ин 17, 21). Итак, будем молиться и идти вперед, потому что этого от нас хочет Бог. Именно этого Он от нас хочет.
Источник: vatican.va
.