Добрый день, дорогие братья и сестры!
Продолжим катехизацию на тему пороков и добродетелей, и сегодня поговорим о скупости, т.е. о такой форме привязанности к деньгам, которая мешает человеку быть щедрым и великодушным.
Это не такой грех, который овладевает только теми, у кого есть огромное имущество, а порок, который часто никак не связан с сальдо на текущем счете. Это болезнь сердца, а не кошелька.
Отцы-пустынники в размышлениях над этим злом указывали, что скупость может овладеть даже монахами, когда они, сначала отказавшись от огромных наследств, в уединении своей кельи привязываются к предметам не особо ценным: не одалживают их другим, не делятся и тем более не хотят их подарить. Такая привязанность к мелким вещам отнимает у них свободу. Эти предметы становятся для них своего рода фетишем, с которым они не в состоянии расстаться. Происходит что-то вроде возвращения в состояние ребенка, который сжимает в руках игрушку и кричит: «Мое! Мое!» В такой привязанности кроется нездоровое отношение к реальности, которое может вылиться в различные формы импульсивного приобретательства или патологического накопительства.
Для лечения этой болезни древние монахи предлагали радикальный, но весьма действенный способ: размышление о смерти. Сколько бы человек ни накопил в этом мире разных богатств, мы можем быть абсолютно уверены в одном: в гроб он их с собой не заберет. Мы не унесем с собой свои богатства! Вот вам доказательство бессмысленности этого порока. Узы обладания, которые связывают нас с вещами, только мнимые, потому что мы не хозяева этого мира: земля, которую мы любим, на самом деле не наша, и мы ходим по ней лишь как пришельцы и паломники (ср. Лев 25, 23).
Такие простые мысли помогают нам понять безумие скупости, но также и ее самые сокровенные причины. Это попытка избавиться от страха смерти: человек ищет гарантий, которые в действительности рушатся в тот самый момент, когда он вроде держит их в руках. Вспомните притчу о том глупце, чьи поля принесли обильный урожай, и он принялся раздумывать над тем, как бы ему расширить свои амбары, чтобы сложить туда все собранное. Этот человек все рассчитал, распланировал будущее, но не учел самую несомненную переменную уравнения нашей жизни – смерть. «Безумный! – говорит Евангелие. – В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк 12, 20).
В других случаях такую же «услугу» нам оказывают грабители. В Евангелиях они тоже появляются довольно часто, и их деяния, пусть даже предосудительные, могут стать для нас спасительным предостережением. Вот, например, что говорит Иисус в «Нагорной проповеди»: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф 6, 19-20). Среди рассказов о тех же отцах-пустынниках есть история одного разбойника, который пробрался к спящему монаху и похитил у него все то немногое, что было в келье. Тот, проснувшись, совсем не огорчился из-за случившегося, а пошел по следу вора и, когда нашел его, вместо того, чтобы потребовать украденное, отдал ему пару оставшихся вещей со словами: «Ты запамятовал захватить еще вот это!»
Мы, братья и сестры, можем быть хозяевами тех вещей, которыми владеем, но часто случается обратное: это они в конце концов завладевают нами. Некоторых состоятельных людей уже нельзя назвать свободными, у них нет больше времени на отдых, им постоянно приходится оглядываться, потому что имущество, которое копится, также требует охраны. В их сердцах всегда тревога, так как богатство строится ценой таких трудов и пота, но может испариться в одно мгновение ока. Они забыли учение Евангелия, которое не говорит, что богатство само по себе грех, но напоминает, что оно возлагает неоспоримую ответственность на своего обладателя. Бог не беден: Он – Господь всего, но, как пишет св. Павел, «будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8, 9).
И именного этого скупой не понимает. Он мог бы стать благословением для многих, но вместо этого зашел в тупик несчастья. И жизнь скупого тяжела. Мне вспоминается один господин, с которым я познакомился в другой епархии. Очень богатый человек, и у него болела мама. Он был женат. Братья по очереди ухаживали за матерью, а та по утрам обычно ела йогурт. И этот господин давал ей полстаканчика утром и оставшиеся полстаканчика в обед, чтобы сэкономить йогурт. Вот она – скупость, вот привязанность к вещам. В конце концов, он умер, и люди, пришедшие на поминки, говорили: «Вот посмотрите на этого человека: он ничего не взял с собой, оставил все». А потом еще, немного насмехаясь, добавляли: «Нет, нет, они не смогли закрыть гроб, потому что он хотел все унести с собой». Да, из-за скупости человек становится посмешищем для других: ведь в итоге нам придется отдать и свое тело, и душу Господу и все прочее оставить. Так что будем внимательны! И еще будем великодушны и щедры со всеми, особенно с теми, кто нуждается больше нас. Спасибо.
____________________________
ОБРАЩЕНИЯ
В ближайшую субботу, 27 января, будет отмечаться Международный день памяти жертв холокоста. Память и осуждение того ужасного истребления миллионов иудеев и представителей других религий в первой половине прошлого века пусть поможет всем нам не забывать, что логику ненависти и насилия никогда и никак не оправдать, потому что они отрицают само наше человеческое естество.
* * *
Та же война – это отрицание человечности. Продолжим и впредь без устали молиться о мире, чтобы утихли конфликты, умолкло оружие и измученные люди получили необходимую помощь. Здесь я имею в виду Ближний Восток, Палестину и Израиль, тревожные новости из истерзанной Украины, особенно бомбардировки, которые обрушиваются на места массового скопления гражданских и сеют смерть, разрушения и страдания. Молюсь о жертвах вместе, их близких и умоляю всех, особенно тех, на ком лежит политическая ответственность, беречь человеческие жизни, положив конец всем войнам. Не будем забывать: война – это всегда поражение, всегда. В ней «выигрывают», в кавычках, только производители оружия.
______________________________
Приветствую италоговорящих паломников. В частности, приветствую братьев-капуцинов, выполняющих воспитательную и образовательную работу в европейском регионе, сестер-урсулинок из Римского союза и Ассоциацию дела св. архангела Михаила из Петралии.
Наконец, мои мысли обращаются к молодым, больным, престарелым и новобрачным. Сегодня мы отмечаем литургическую память св. Франциска Сальского, учителя духовной жизни: он говорил, что христианское совершенство достижимо для каждого человека независимо от его образа жизни и общественного положения. И для вас также те условия, в которых вы живете, пусть станут стезями святости, чтобы идти по ним с упованием в любви Божьей.
Всем мое благословение!
Источник: vatican.va
.