ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Зал Павла VI,
среда, 20 декабря 2023 г.
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Ровно восемь столетий назад, в Рождество 1223 г., св. Франциск устроил в Греччо живой вертеп. Сейчас, когда по домам и во многих других местах еще готовят или уже заканчивают вифлеемку, не плохо было заново открыть для себя ее истоки.
Откуда взялись вифлеемки? Чего хотел св. Франциск? Он объяснял это так: «Мне хотелось изобразить Ребенка, родившегося в Вифлееме, и хоть немного увидеть своими глазами, как неудобно Ему было физически из-за отсутствия простых вещей, которые нужны новорожденному, как его положили в кормушку для скота и как он лежал на сене между волом и ослом» (Фома Челанский, «Vita prima», XXX, 84: FF 468). Франциск собирался не создать шедевр искусства, а пробудить с помощью своего вертепа в людях изумление крайним смирением Господа, согласившимся претерпеть все эти трудности, которые Он снес в той убогой вифлеемской пещере из любви к нам. И действительно, биограф святого из Ассизи отмечает: «В этой трогательной сцене сияет евангельская простота, восхваляется бедность, заповедуется смирение. Греччо стало новым Вифлеемом» (там же, 85: FF 469). Я выделил бы одно слово: изумление. И это важно. Если мы, христиане, смотрим на вертеп как на нечто прекрасное, историческое или даже религиозное и молимся, то только этого мало. Перед тайной воплощения Слова, перед рождением Иисуса пристало именно такое религиозное ощущение: изумление. Если, видя такие тайны, я не испытываю такого изумления, то у меня просто поверхностная вера – «информатическая». Не забывайте этого.
И одним из свойств вертепа является то, что она становится своего рода школой простоты. И эта школа может многому научить нас. Ведь на сегодня риск потерять то, что по-настоящему важно в жизни, слишком велик и парадоксальным образом растет именно под Рождество – меняется сама ментальность Рождества, утопая в потребленчестве, разъедающем его значение. Рождественское потребленчество. Да, нам хочется делать подарки, и это хорошо, есть повод, но этот безумный бег по магазинам отвлекает внимание в ненужную сторону, и нет в нем той простоты Рождества. Посмотрим на вертеп: где это изумление перед ним? Порой нам не хватает внутреннего пространства для изумления, а есть только место для того, чтобы устраивать праздники и вечеринки.
И вертеп появляется, чтобы вернуть нас к важному: к Богу, приходящему жить среди нас. Вот зачем нужно смотреть на вертеп: это помогает нам понять, что действительно значимо, и увидеть социальные связи Иисуса в тот момент, семью Иосифа и Марии, близких, пастухов. Сначала людей, а потом вещи. А мы часто ставим вещи выше людей. Так не пойдет.
Но вертеп в Греччо, помимо простоты, которая дает видеть, говорит также о радости, потому что радость – это не то же самое, что развлечения. В развлечениях нет ничего плохого, если они добрые. В этом нет ничего дурного, это человеческая вещь. Но радость еще глубже, человечнее. И порой возникает искушение развлекаться без настоящей радости, просто весело шуметь, но безо всякой радости. Так бывает с клоунами, которые улыбаются, смеются, смешат других, даже когда на сердце грусть. Радость – вот корень хорошего рождественского веселья. Именно о радости говорит летопись тех времен: «И приходит день радости, час ликования…! Франциск… лучится… Люди сбегаются и радуются радостью, которой никогда раньше не испытывали… А потом все возвращаются по домам, полные неописуемой радости» («Vita prima», XXX, 85-86: FF 469-470). Простота и изумление приводят тебя к радости – настоящей радости, а не искусственной.
Но откуда же бралась эта рождественская радость? Конечно, она рождалась не оттого, что каждый нес домой подарки или побывал на пышных торжествах. Нет, то была радость, которая переполняет сердце и течет наружу, когда почти физически ощущаешь близость Иисуса, теплоту Бога, который никогда не бросит нас одних и всегда утешит. Близость, теплота и сострадание – вот три свойства поведения Бога. И, глядя на вертеп, молясь перед ним, мы можем ощутить эти качества Господа, поддерживающие нас в повседневной жизни.
Дорогие братья и сестры, вертеп – это что-то вроде маленького колодца, из которого можно зачерпнуть близость Божью, источник надежды и радости. Вертеп – живое Евангелие, домашнее Евангелие. Наподобие колодца в Библии вертеп – это место встречи, куда Иисусу приносят жизненные чаяния и тревоги, как это сделали вифлеемские пастухи и жители Греччо. Несите Иисусу чаяния и тревоги своей жизни. Если, стоя перед вертепом, мы доверим Иисусу то, что у нас на сердце, то тоже испытаем «радость весьма великую» (Мф 2, 10) – радость, проистекающую именно из созерцания, из духа изумления, с которым я иду созерцать эти тайны. Пойдем к вертепу. Пусть каждый смотрит и почувствует все сердцем.
_____________________
ОБРАЩЕНИЕ
Не могу не вспомнить о погибших и раненых в результате разрушительного землетрясения, произошедшего в прошлый понедельник в китайских провинциях Ганьсу и Цинхай. С любовью и молитвой разделяю скорбь страдающих местных жителей, хочу выразить свою поддержку спасательным службам и призываю на всех благословение Всемогущего, да ниспошлет Он утешение и да облегчит боль.
_____________________
Сердечно приветствую италоязычных паломников. Приветствую Пастырское объединение “Fermo-Centro” вместе с архиепископом Рокко Пеннаккио, а также верующих Альвито и Риардо, делегацию коммуны Больсена, которую благодарю за традиционные дары.
Наконец, приветствую престарелых, больных, новобрачных и молодежь, в частности студентов из Сан-Бенедетто-дель-Тронто и Роккараинола-Туфино. Также приветствую команду “Mediterranea Saving Humans”, пришедшую сюда, прежде чем отправиться в море, чтобы спасать бедняг, бегущих из Африки от рабства. Они делают хорошее дело и спасают множество людей.
Не будем забывать о людях и целых народах, страдающих от зла войны. Войны – это всегда поражение. Не будем забывать об этом. Поражение. Выигрывают только производители оружия. Прошу помнить о Палестине и Израиле, помнить об Украине – здесь присутствует господин посол... Измученная Украина столько страдает. И прошу помнить о детях, оказавшихся на войне: им такое приходится видеть. Пойдем к вертепу и попросим у Иисуса мира. Он – Князь мира.
И всем вам мое благословение.
Источник: vatican.va
.