Добрый день, дорогие братья и сестры!
Мы продолжаем этот катехизический курс на тему апостольского рвения, т.е. на тему тех чувств, что побуждают христианина распространять весть Иисуса Христа. И сегодня мне хотелось бы предложить вам еще один великий пример апостольского рвения: мы уже говорили о св. Франциске Ксаверии, о св. Павле, апостольском рвении великих подвижников, а сегодня поговорим об одном итальянце, который добрался аж до Китая – Маттео Риччи.
Он родился в Мачерате, что в области Марке, окончил иезуитскую школу и вступил в Общество Иисуса. Вдохновившись рассказами миссионеров, которые он слышал, он с энтузиазмом, как и многие другие молодые люди, слышавшие те же рассказы, просил, чтобы его отправили в миссию на Дальний Восток. После того, как это не удалось Франциску Ксаверию, еще двадцать пять других иезуитов безуспешно пытались попасть в Китай. Но Риччи и его собрат очень хорошо подготовились, тщательно изучили китайский язык и обычаи и, в конце концов, обосновались на юге страны. Им понадобилось восемнадцать лет, чтобы с четырьмя остановками в четырех разных китайских городах добраться до Пекина – центра страны. Вдохновляемый непоколебимой верой с постоянством и терпением Маттео Риччи смог преодолеть все трудности, опасности, недоверие и противодействие. Только представьте себе те времена: идти пешком или ехать верхом огромные расстояния…, а он зашел так далеко. Но в чем же был секрет Маттео Риччи? По какой стезе толкало его рвение?
Он всегда шел путем диалога и дружбы со всеми, кого встречал, и это открывало ему множество дверей для проповеди христианской веры. Его первым трудом на китайском языке был как раз-таки трактат «О дружбе», вызвавший огромный резонанс. Чтобы включиться в местную культуру и жизнь, он сначала одевался, как буддистские бонзы, следуя обычаям страны, но потом понял, что в поведении и одежде лучше подражать интеллигенции и одеваться, как университетские профессора и литераторы: так он и одевался. Риччи тщательно изучал классические произведения китайцев, чтобы представить христианство в позитивном созвучии с их конфуцианской мудростью и с обычаями и нравами китайского общества. Вот что называется аккультурацией. Этот миссионер сумел «аккультурировать» христианскую веру путем диалога, как это делали древние Отцы в диалоге с греческой культурой.
У образованных людей вызывали интерес и восхищение его прекрасные научные познания, начиная со знаменитого глобуса, карты всего известного тогда мира с разными континентами, благодаря которой китайцы впервые осознали, что реальность за пределами их страны гораздо обширнее, чем они когда-либо себе представляли. Они увидели, что мир намного больше Китая, и поняли это, потому что были умны. Но математические и астрономические знания Риччи и его товарищей-миссионеров также способствовали плодотворной встрече между культурами и науками Запада и Востока, для которых теперь начнется один из самых счастливых периодов под знаком диалога и дружбы. Ведь Маттео Риччи никогда не смог бы сделать то, что сделал, без содействия его больших китайских друзей, таких как знаменитые «доктор Паоло» (Сюй Гуанци) и «доктор Леоне» (Ли Чжи Чжао).
Однако слава Риччи как человека науки не должна затмевать самую суть мотивации всех его усилий: т.е. возвещение Евангелия. Продолжая свой диалог с учеными, он при этом свидетельствовал о своей вере, о Евангелии. Доверие, приобретенное в научных беседах, завоевало ему авторитет, необходимый для того, чтобы предлагать истину христианской веры и морали, которую он подробно излагает в своих главных произведениях на китайском, таких как «Об истинном значении Господа небесного» – так называется эта книга. Помимо доктрины, еще было свидетельство его монашеской жизни, добродетели и молитвы: эти миссионеры молились. Они шли проповедовать, двигали, делали политические ходы и еще много чего, но при этом молились. Ведь именно молитва питает миссионерскую жизнь, жизнь в любви. Они смиренно помогали другим безо всякого интереса к почестям и богатству, что побудило многих их китайских учеников и друзей принять католическую веру. Ведь они видели такого умного, такого мудрого, такого ловкого в хорошем смысле этого слова человека, такого способного и при этом такого верующего, что говорили: «То, что он проповедует – это правда, потому что это говорит человек, который свидетельствует: свидетельствует собственной жизнью о том, что возвещает». Вот последовательность благовестников. И это касается всех нас, христиан, которые тоже должны благовествовать. Можно наизусть повторять Символ веры, можно перечислять все, во что мы верим, но, если твоя жизнь не согласуется с тем, что ты исповедуешь, то все напрасно. Что привлекает людей, так это последовательное жизни: мы, христиане, призваны жить тем, что говорим, а не делать вид, что живем по-христиански, и жить по-мирски. Взгляните на великих миссионеров, таких как этот итальянец Маттео Риччи: глядя на них, вы увидите, что величайшая сила – это последовательность, и они были последовательны.
В последние дни своей жизни, когда самые близкие спрашивал его о самочувствии, Маттео Риччи «отвечал, что как раз думает, что больше: радость в душе от мысли о скором странствии, в конце которого он придет к Богу и насладится Им, или же печаль от того, что придется оставить всех товарищей по миссии, которую он очень любил, и служение, которое он еще мог бы оказать Богу, нашему Господу в этой миссии» (С. Де Урсис, “Relazione su M.Ricci”, Римский исторический архив Общества Иисуса). То же переживал апостол Павел, который желал уйти к Господу, быть с Ним, но предпочитал остаться, чтобы служить Церкви (ср. Флп 1, 22-24).
Маттео Риччи умер в Пекине в 1610 г. в возрасте 57 лет – человек, посвятивший всю свою жизнь миссии. Миссионерский дух Маттео Риччи – это живой пример, актуальный по сей день. Его любовь к китайскому народу была образцовой, но что особенно ценно для нас и сегодня, так это его последовательность в жизни, свидетельство его жизни как христианина. Он принес христианство в Китай. Да, он велик как ученый, он велик как храбрец, он велик как автор множества книг, но, прежде всего, он велик, потому что был последователен в своем призвании, последователен в своем желании идти за Иисусом Христом. Братья и сестры, давайте мы, каждый из нас, спросим себя сегодня: «А я последователен/последовательна) или немного ни то, ни се?»