Монашество и сила заступничеств – Григорий Нарекаци























ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Площадь св. Петра,
среда, 26 апреля 2023 г.
Катехизическое поучение. Страсть к евангелизации: апостольское рвение верующего 12. Свидетели: монашество и сила заступничеств – Григорий Нарекаци








Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Продолжаем катехизацию, посвященную свидетелям апостольского рвения. Мы начали со св. Павла, а в прошлый раз остановились на мучениках, возвещавших Иисуса своей жизнью вплоть до того, что пожертвовали ею ради Него и Евангелия. Но есть еще одно великое свидетельство, которое звучало на протяжении всей истории веры: свидетельство монахинь и монахов – сестер и братьев, отрекающихся от себя, отрекающихся от мира, чтобы подражать Иисусу на пути бедности, целомудрия и послушания и ходатайствовать за всех. Их жизни говорят сами за себя, но мы могли бы спросить себя: как люди, живущие в монастыре, могут помочь в возвещении Евангелия? Разве не лучше было бы использовать свою энергию на миссии? Выйти из монастыря и проповедовать Евангелие за его стенами? На самом деле, монахи – это пульсирующее благовестие, их молитва – кислород для всех членов Тела Христова, она – невидимая сила, поддерживающая миссию. Не случайно покровительницей миссий является монахиня – св. Тереза Младенца Иисуса. Послушаем, как она открыла свое призвание. Вот как она сама описывала это: «Я поняла, что у Церкви есть сердце – сердце, горящее любовью. Я поняла, что лишь любовь движет деяниями членов Церкви и что, если эта любовь погаснет, апостолы больше не будут возвещать Евангелие, мученики больше не будут проливать собственную кровь. Я поняла и знала, что любовь вбирает в себя все призвания… И тогда с радостью и ликованием души я воскликнула: о, Иисус, любовь моя, я, наконец, нашла свое призвание. Мое призвание – любовь… В сердце Церкви, матери моей, я буду любовью» (автобиографическая рукопись «Б», 8 сентября 1896 г.). Созерцатели, монахи и монахини: люди, которые молятся, работают, молятся тихо, обо всей Церкви. И это любовь: это любовь, которая выражается в молитве о Церкви, в работе для Церкви в монастырях.

Эта любовь ко всем вдохновляет жизнь монашествующих и выливается в их заступническую молитву. В этом контексте мне хотелось бы привести вам в пример св. Григория Нарекаци, учителя Церкви. Этот армянский монах, живший около тысячелетия назад, оставил нам сборник молитв, в которых нашла свое выражение вера армянского народа, первым принявшего христианство, народа, который, сжимая крест Христов, так много страдал на протяжении всей своей истории. Св. Григорий провел в монастыре Нарек почти всю свою жизнь. Там он научился видеть глубины души человеческой и, сочетая поэзию и молитву, озарил вершины и литературы, и армянской духовности. Самая поразительная его черта – это именно та вселенская солидарность, выразителем которой он является. Да, в монахах и монахинях живет некая вселенская солидарность: все происходящее в мире находит свое место в их сердцах, и они молятся. Сердца монахов и монахинь – эта сердца-приемники, которые как антенны, принимают происходящее в мире, молятся и ходатайствуют за все. И потому они живут в единении с Господом и со всеми. Вот и св. Григорий Нарекаци пишет: «Я добровольно взвалил на себя всю вину от вины нашего праотца и до вины последнего из его потомков» («Книга скорбных песен», 72). Так что монахи, подобно Иисусу, берут на себя проблемы мира, трудности, болезни, многое другое и молятся о других. И это великие благовестники. Но как же так: монастыри живут замкнуто и при этом благовествуют? Своим словом, примером, заступничеством и повседневным трудом монахи служат мостом заступничества для всех людей и для грехов. Они также оплакивают своими слезами: оплакивают свои грехи – ведь все мы грешники – и оплакивают грехи мира, молятся и ходатайствуют руками и сердцем. Немного задумаемся над этим, позволю себе так выразиться, «резервом», который есть у нас в Церкви: они – истинная сила, та истинная сила, которая ведет народ Божий вперед, и потому у людей, у народа Божьего есть такой обычай, при встрече с монашествующим или монашествующей просить: «Молись обо мне, молись обо мне». Ведь ты же знаешь, что есть заступническая молитва. Нам было бы полезно по мере возможности побывать в каком-нибудь монастыре, потому что там молятся и работают. В каждом есть свой устав, но руки там у них заняты всегда: заняты работой, заняты молитвой. Господь да дарует нам новые монастыри, да дарует монахов и монахинь, которые будут вести Церковь вперед своим заступничеством. Спасибо.

Источник: vativan.va 






















.