Папа в катехизации: свидетельство крови объединяет верующих разных религий





















ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Площадь св. Петра,
среда, 19 апреля 2023 г.

Катехизическое поучение. Страсть к евангелизации: апостольское рвение верующего 11: Свидетели-мученики







Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Продолжая разговор о евангелизации и апостольском рвении, после размышлений над свидетельством св. Павла, настоящего «чемпиона» апостольского рвения, сегодня мы присмотримся не к одному какому-то персонажу, а к сонму мучеников – мужчин и женщин всех возрастов, языков и народов, отдавших свои жизни за Христа, проливших кровь ради исповедания Христа. Когда отошло поколение апостолов, именно они стали главными «свидетелями» Евангелия. Мученики: первым из них был св. диакон Стефан, забитый камнями за стенами Иерусалима. На греческом языке, т.е. языке Нового Завета, «мученичество» называется «μαρτύριον», что значит именно «свидетельство». «Mάρτυς» – это свидетель, тот, кто свидетельствует, даже если ему приходится страдать за это. Но очень скоро в Церкви данное слово стали использовать для обозначения тех, кто не просто пострадал, а пролил ради этого свою кровь без остатка.[1] То есть сначала слово «μαρτύριον» указывало на повседневное свидетельство, но позже стало применяться к тем, кто отдает за это свою жизнь.

Однако в мучениках нужно видеть не «героев», действующих сами по себе, как цветы, выросшие в пустыне, а как спелые и прекрасные плоды виноградника Господня, каковым является Церковь. Этих христиан, ревностно участвовавших в совершении Евхаристии, Дух вдохновлял строить свою жизнь на фундаменте этой тайны любви: т.е. на том факте, что Господь Иисус отдал свою жизнь за них, а потому и они могли и должны были отдать свою жизнь за Него и за братьев. Великое самоотречение, путь христианского свидетельства. Св. Августин часто обращал особое внимание на эту динамику благодарности и бескорыстного ответного дара. Вот, например, выдержка из его проповеди на праздник св. Лаврентия: «Св. Лаврентий был дьяконом Римской Церкви. Там он был служителем Крови Христовой и там же во имя Христово пролил свою кровь. Бл. апостол Иоанн явственно открыл тайну Вечери Господней, говоря: Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин 3, 16). Лаврентий, братья, понял все это. Понял и воплотил в жизнь. И это поистине был ответ на то, что он получил на такой трапезе. Он любил Христа, живя, и подражал Ему, умирая» (Слово 304, 14; PL 38, 1395-1397). Так св. Августин объяснял духовную динамику, которая животворила мучеников. Именно этими словами: мученики любят Христа, живя, и подражают Ему, умирая.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы поминаем всех мучеников, сопровождавших Церковь на протяжении ее жизни. Их, как я уже не раз говорил, в наше время больше, чем в первые века. Сегодня очень много мучеников: много, потому что для из-за исповедания христианской веры их изгоняют из общества и сажают в тюрьмы… Их много. II Ватиканский cобор напоминает нам, что «мученичество, которым ученик уподобляется Учителю, добровольно принявшему смерть ради спасения мира, и сообразуется Ему через пролитие крови, почитается Церковью как драгоценнейший дар и наивысшее доказательство любви» (конституция «Lumen gentium», 42). Мученики в подражание Иисусу и по Его благодати превращают насилие тех, кто отвергает весть, в высший повод для любви, доходящей до прощения мучителей. Это интересно: мученики всегда прощают палачей. Стефан, первый мученик, умирал с молитвой на устах: «Господи, прости их, ибо не ведают, что творят». Мученики молятся о мучителях.

Хотя есть лишь от некоторых требуется мученичество, «все должны быть готовы исповедовать Христа перед людьми и следовать за Ним крестным путем среди гонений, которым Церковь подвергается всегда» (там же, 42). Но эти самые гонения – что-то из прошлого? Нет, нет: они происходят сегодня. Сегодня в мире происходят гонения на христиан, очень и очень часто. Сегодня мучеников больше, чем в первые времена. Они показывают нам, что каждый христианин призван свидетельствовать своей жизнью, даже когда приходится пролить кровь, превращая себя в дару Богу и братьям в подражание Иисусу.

И мне хотелось бы закончить напоминанием о христианах, которые несут свое свидетельство во всех уголках мира. Например, я думаю о Йемене – стране, которую уже много лет терзает ужасная и всеми забытая война, принесшая столько смертей и до сих пор заставляющая страдать множество людей, особенно детей. Именно на этой земле были даны яркие свидетельства веры, как свидетельство сестер-миссионерок любви, отдавших там свои жизни. Они по сей день служат в Йемене, даря помощь больным старикам и людям с ограниченными возможностями. Некоторые из них пошли на мученическую смерть, но другие продолжают, рискуют жизнью, но идут вперед. Принимают всех, представителей любой религии, потому что у любви и братства нет границ. В июле 1998 г. с. Алетта, с. Зелия и с. Мишель по дороге домой после Мессы были убиты фанатиком, потому что были христианками. Совсем недавно, вскоре после начала все еще продолжающегося конфликта, в марте 2016 г. с. Ансельм, с. Маргарита, с. Регинетт и с. Юдифь были убиты вместе с несколькими мирянами, которые помогали им оказывать милосердие последним. Они – мученики нашего времени. Среди убитых мирян, помимо христиан, были верующие мусульмане, работавшие с монахинями. Это потрясающе, как свидетельство кровью может объединить людей разных религий. Никогда нельзя убивать во имя Бога, потому что для Него мы все – братья и сестры. Но вместе можно отдать жизнь за других.

Так что помолимся о том, чтобы мы не уставали свидетельствовать о Евангелии даже в трудные времена. Все святые мученики и мученицы – это зерно мира и примирения между народами ради более человечного и братского мира, пока не явится полнота Царства кебесного, когда Бог будет всем во всех (ср. 1 Кор 15, 28).

 

[1] Ориген, «In Ioannem»II, 210: «Любой, кто свидетельствует об истине будь то словом, будь то делом, или каким-то образом помогает в этом, может с полным правом называться свидетелем. Но имя свидетелей («martyres») в собственном смысле община братьев, пораженных силой духа тех, кто борется за истину или добродетель вплоть до смерти, привыкла присваивать только тем, кто нес свидетельство о тайне истинной религии, не побоявшись ради этого пролить кровь».



 
 


Источник: vatican.va










.