ПАПА ФРАНЦИСК
«АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ»
Площадь св. Петра,
воскресенье, 12 марта 2023 г.
Добрый день, дорогие братья и сестры, и хорошего воскресенья!
В это воскресенье Евангелие описывает нам одну из самых прекрасных и восхитительных встреч Иисуса – встречу с самарянкой (ср. Ин 4, 5-42). Господь и ученики делают привал у колодца в Самарии. Приходит женщина, и Иисус говорит ей: «Дай Мне пить» (ст. 7). И мне хотелось бы остановиться на этих словах: «Дай Мне пить».
Сцена показывает нам жаждущего и усталого Иисуса, Которого самарянка находит у колодца в самый жаркий час, в полдень, и Который, как какой-нибудь попрошайка, просит о помощи. Вот образ уничижения Бога: Он в Иисусе Христе уничижается, чтобы искупить нас, идет к нам. В Иисусе Бог стал одним из нас, уничижился, Он жаждет, как и мы, и страдает от зноя. Созерцая эту сцену, каждый из нас мог бы сказать: Господь, Учитель «просит у меня пить. Т.е. Он жаждет так же, как я. Мучается такой же жаждой, что и моя. Ты действительно близок со мной, Господи! Ты привязан к моей нищете – не могу поверить в это! Ты поднял меня со дна, с самого дна, которое еще ниже меня самого, где никто не может достать меня» (П. Мадзолари, “La Samaritana”, Болонья, 2022 г., стр. 55-56). И Ты сошел за мной вниз и поднял меня оттуда, потому что жаждал и жаждешь меня. Ведь жажда Иисуса не только физическая, она взывает к самому сильному зною нашей жизни: это, прежде всего, жажда нашей любви. Он не простой попрошайка – Он жаждет нашей любви. И это проявится в кульминационный момент Страстей, на кресте. На нем перед смертью Иисус скажет: «Жажду» (Ин 19, 28). Эта жажда любви заставила Его сойти, уничижиться, стать одним из нас.
Но Господь, просящий пить – это Тот, Кто дает пить: встретившись с самарянкой, Он говорит ей о живой воде Святого Духа, а со креста изливает из Своего пронзенного бока кровь и воду (ср. Ин 19, 34). Иисус, жаждущий любви, утоляет нашу жажду любви. И поступает с нами так же, как с самарянкой: приходит к нам в нашей повседневности, разделяет нашу жажду, обещает нам живую воду, которая вливает в нас жизнь вечную (ср. Ин 4, 14).
«Дай мне пить». Есть еще один аспект. Эти слова – не только просьба Иисуса, обращенная к самарянке, но и призыв, иногда молчаливый, с которым Он каждый день обращается к нам и просит нас позаботиться о жажде других. «Дай мне пить» говорят нам и те, кто среди родных, на работе, где-то еще, где мы часто бываем, жаждет близости, внимания, готовности выслушать. Это же говорит нам и тот, кто жаждет Слова Божьего и надеется найти в Церкви оазис, где можно напиться. «Дай мне пить» – это зов нашего общества, в котором спешка, гонка за потреблением и, прежде всего, безразличие, эта культура безразличия, рождают засуху и внутреннюю пустоту. И не будем забывать, «Дай мне пить» – это вопль множества братьев и сестер, которым не хватает воды, чтобы выжить, в то время как мы продолжаем загрязнять и уродовать наш общий дом. И он тоже, измученный и выжженный, «жаждет».
Каждому из нас, слышащих все эти вызовы, сегодняшнее Евангелие дает живую воду, которая может сделать нас источником, чтобы напоить других. И тогда, подобно той самарянке, которая оставила свой кувшин у колодца и пошла позвать жителей деревни (ср. ст. 28), мы тоже не будем больше думать лишь о том, как утолить свою жажду – жажду материальную, интеллектуальную или культурную, но с радостью от встречи с Господом сможем утолить жажду других, взглянуть на чужие жизни не как господа, а как служители этого слова Бога, Который жаждет нас, жаждет постоянно. Мы сможем понять чужую жажду и поделиться той любовью, которую Он дал нам. Задам себе и вам такой вопрос: способны ли мы понять жажду других? Жажду народа, жажду стольких моих родных, жажду моего квартала или микрорайона? Сегодня мы можем спросить себя: а я жажду Бога, осознаю, что нуждаюсь в Его любви, как в воде, чтобы жить? И еще: как жаждущий сам я забочусь о жажде других, о жажде духовной, жажде материальной?
Да ходатайствует за нас наша Владычица и да поддержит нас в пути.