Проповедь Папы в Киншасе























В среду утром Папа Римский провел службу в аэропорту Ндоло, на которой присутствовало более миллиона человек.







Апостольская поездка Его Святейшества Франциска
в Демократическую Республику Конго и Южный Судан

(Экуменическое паломничество мира в Южный Судан)
(31 января – 5 февраля 2023 г.)
СВЯТАЯ МЕССА
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА
Аэропорт «Ндоло»,
среда, 1 февраля 2023 г.







Bandeko, boboto (Мир, братья и сестры, R/Bondeko (собратья)

Bondeko (собраться), R/Esengo (Радость).

 

Esengo, радость: велика моя радость видеть вас и встретиться с вами. Я так ждал этого момента: пришлось ждать целый год! Спасибо за то, что пришли!

Евангелие только что сообщило нам, что радость учеников в пасхальный вечер также была велика, и обрадовались они от того, что «увидели Господа» (Ин 20, 20). В такой атмосфере радости и изумления Воскресший говорил со Своими. И что же Он им сказал? Прежде всего, три слова: «Мир вам!» (ст. 19). Это приветствие, но все же это больше, чем приветствие: это передача. Потому что мир – мир, провозглашенный ангелами в вифлеемскую ночь (ср. Лк 2, 14), тот мир, который Иисус обещал оставить Своим (ср. Ин 14, 27), теперь впервые торжественно передается ученикам. Это пасхальный мир Иисуса, передаваемый также и нам на каждой Мессе: он наступает вместе с воскресением, потому что Господь сначала должен был сразить наших врагов, грех и смерть, и примирить мир с Отцом. Он должен был испытать наше одиночество и покинутость, наши преисподние, охватить и пройти расстояния, которые отделяли нас от жизни и надежды. Теперь, когда исчезли  расстояния между небом и землей, между Богом и человеком, мир Иисуса дается ученикам.

Итак, представим себя на месте тех учеников. В тот день они были до глубины души оглушены ужасом креста, терзались тем, что бросили Иисуса и, разочарованные развязкой Его истории, бежали, боясь такого же конца. Их мучало чувство вины, отчаяние, печаль, страха… И вот Иисус провозглашает мир, когда в сердцах учеников руины, возвещает жизнь, когда они ощущают смерть внутри. Иными словами, мир Иисуса наступает в тот момент, когда казалось, что кончено, в самый неожиданный момент, когда уже не было надежды и ни единого лучика мира. Так поступает Господь: застает нас врасплох, подает нам руку, когда мы уже тонем, поднимает, когда мы касаемся дна. Братья, сестры, с Иисусом зло не верховодит никогда, никогда за ним не остается последнее слово. «Ибо Он есть мир наш» (Еф 2, 14), и Его мир всегда побеждает. Итак, мы, Иисусовы, не можем позволить печали победить в нас, не можем позволить унынию и фатализму захватить нас. Если вокруг царит такой климат, то он не для нас: в мире, обескураженном насилием и войной, христиане поступают так, как Иисус. Он, как будто настаивая, повторял ученикам: «Мир, мир вам!» (ср. Ин 20, 19. 21). И мы призваны усвоить Его поведение и нести миру эту нежданную и пророческую весть Господню – весть мира.

Но у нас может возникнуть вопрос: как сохранить и взрастить мир Иисуса? Он Сам указывает нам на три источника мира, три родника, которые питают его. Это прощение, общность и миссия.

Посмотрим на первый источник – прощение. Иисус говорит Своим: «Кому простите грехи, тому простятся» (Ин 20, 23). Но, прежде чем дать апостолам силу прощать, Он прощает их самих, и не словами, а жестом – первым, который они видят после Его воскресения: Он, как говорит Евангелие, «показал им руки и ребра Свои» (ст. 20). Он показал им язвы, предложил их им, потому что прощение рождают раны. Оно рождается, когда нанесенные раны не оставляют шрамов ненависти, а становятся местом, где можно уступить место другим и принять их слабости. Тогда слабости становятся возможностями, а прощение – путем мира. Суть не в том, чтобы оставить все позади, как если бы ничего не было, а в том, чтобы с любовью открыть свое сердце другим. Так поступает Иисус: глядя на убогость тех, кто отрекся от Него и бросил, Он показывает раны и открывает источник милосердия. Не говорит много слов, а широко открывает Свое раненное сердце, чтобы сказать нам, что Он всегда ранен любовью к нам.

Братья и сестры, когда вина и печаль угнетают нас, когда не получается, мы знаем, куда нам смотреть: на раны Иисуса, готового простить нас Своей раненной и бесконечной любовью. Ему известны твои раны, раны твоей страны, твоего народа, твоей земли! Эти раны жгут, в них вновь и вновь проникает инфекция ненависти и насилия, а лекарства справедливости и бальзама надежды как будто никогда и не будет. Брат, сестра, Иисус страдает вместе с тобой, видит раны, которые ты носишь в душе, и хочет утешить и исцелить тебя, отдав тебе Свое израненное сердце. Для твоего сердца Бог повторяет слова, которые сказал сегодня устами пророка Исаии: «Исцелю его и буду водить его и утешать его» (Ис 57, 18).

Давайте вместе сегодня поверим в то, что с Иисусом всегда есть шанс обрести прощение и начать все сначала, а также есть сила простить себя самих, других и историю! Христос хочет этого: помазать нас Своим прощением, чтобы дать нам мир и отвагу простить самим, отвагу объявить великую амнистию сердца. Как полезно для нас самих очистить свои сердца от гнева, угрызений совести, всякой обиды и злобы! Дорогие мои, пусть сегодня настанет время благодати, чтобы мы приняли прощение Иисуса и жили им! Пусть настанет надлежащее время для тебя, кто носит тяжкое бремя на сердце и нуждается в том, чтобы кто-то снял это бремя, дабы ты снова дышал. И пусть настанет благоприятное время для тебя, кто в этой стране называет себя христианином, но совершаешь насилие: тебе Господь говорит: «Отложи оружие, прими милосердие». И всем израненным и угнетенным этого народа Он говорит: «Не бойтесь вкладывать ваши раны в Мои, ваши язвы в язвы Мои». Давайте сделаем это, братья и сестры! Не бойтесь снять крестик с шеи или вынуть его из кармана, взять в руки и поднести к сердцу, чтобы разделить ваши раны с ранами Иисуса. Вернувшись домой, возьмите распятие, которое у вас есть, и обнимите его. Дадим Христу возможность исцелить наши сердца, бросим к Его ногам прошлое, все страхи и скорби. Как хорошо открыть двери сердца и дома Его миру! И почему бы не написать в ваших комнатах, на ваших одеждах, на улицах Его слова: «Мир вам»? Покажите их, они станут пророчеством для этой страны, благословением Господних для тех, кто вам встретится. «Мир вам»: попросим прощения у Бога и простим друг друга!

А теперь подумаем о втором источнике мира: общности. Воскресший Иисус приходит к ученикам не по отдельности, а ко всем вместе: Он обращается к ним во множественном числе и первой общине передает Свой мир. Нет христианства без общности, как нет мира без братства. Но куда направиться, куда идти общине, чтобы обрести мир? Еще раз посмотрим на учеников. До Пасхи они ходили за Иисусом, но рассуждали еще слишком по-человечески: надеялись на Мессию-завоевателя, который изгонит врагов, совершит знамения и чудеса, усилит их личное влияние и даст им успех. Но эти мирские желания оставили их с пустыми руками и даже отняли мир у их общины, порождая споры и склоки (ср. Лк 9, 46; 22, 24). И нам грозит такой риск: быть вместе, но идти вперед в одиночку, ища в обществе и также в Церкви власти, карьеры, удовлетворения своих амбиций… Но так следуют за собственным «я», а не за истинным Бога и заканчивают так же, как те ученики: запершись в доме, лишившись надежды и мучаясь страхом и разочарованием. Но вот в день Пасхи они снова находят путь мира благодаря Иисусу, Который дует на них и говорит: «Примите Духа Святаго» (Ин 20, 22). Благодаря Святому Духу они больше не будут смотреть на то, что их разделяет, а на то, что их объединяет. Они пойдут в мир уже не ради себя, а ради других, не для того, чтобы все их заметили, а для того, чтобы нести надежду, не для того, чтобы заслужить признание, а для того, чтобы с радостью отдать свои жизни ради Господа и ради других.

Братья, сестры, опасность для нас – следовать духу мира, а не Духу Христа. И как же не попасть в ловушки власти и денег, не поддаться раздорам, безумиям карьеризма, разъедающим общину, ложным иллюзиям удовольствия и магии, запирающим нас в себе? И Господь вновь подсказывает нам, устами пророка Исаии говоря: «Я  с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис 57, 15). Нужно быть с бедными: вот лучшее противоядие от искушения раздоров и обмирщения. Нужно иметь смелость смотреть на бедных и слушать их, потому что они – члены нашей общины, а не чужие, чтобы их можно было стереть с поля зрения и совести. Нужно открыть свое сердце другим, а не замыкать его на своих проблемах и тщеславии. Начнем с бедных и тогда поймем, что все мы разделяем одну внутреннюю бедность, что всем нам нужен Дух Божий, чтобы избавиться от духа мира, величие христианина в смирении, а его истинное богатство в братстве. Давайте верить в общность и с Божьей помощью созидать Церковь, в которой нет духа мира сего и которая полна Святого Духа, свободна от богатства для себя и полна братской любви!

Наконец, мы подходим к третьему источнику мира: миссии. Иисус говорит ученикам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20, 21). Он посылает нас, как послал Его Отец. И как же Отец послал Его в мир? Он послал Его служить и отдать жизнь за человечество (ср. Мк 10, 45), являть Его милосердие каждому (ср. Лк 15) и искать далеких (ср. Мф 9, 13). Одним словом, Он послал Его ко всем: не только к праведникам, а ко всем. Об этом опять-таки слова Исаии: «Мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь» (Ис 57, 19). И дальнему, прежде всего, и ближнему: не только «нашим», а всем.

Братья, сестры, мы призваны быть миссионерами мира, и это даст нам мир. Это выбор: дать место в сердце всем, верить в то, что этнические, региональные, социальные, религиозные и культурные различия второстепенны и не должны быть препятствиями, что другие – это братья и сестры, члены той же человеческой общины, что каждый – адресат мира, который Иисус принес в мир. Верить в то, что мы, христиане, призваны сотрудничать со всеми, разорвать порочный круг насилия и цепи ненависти. Да, христиане, посланные Христом, по определению призваны быть сознанием мира во всем мире: не просто критическим сознанием, а, прежде всего, свидетельством любви; не борцами за свои права, а за права евангельские, т.е. за братство, любовь и прощение; не искателями своих интересов, а миссионерами безумной любви Бога к каждому человеку.

«Мир вам», – говорит Иисус сегодня каждой семье, общине, этнической принадлежности, району и городу этой великой страны. «Мир вам»: пусть в сердце тихо звучат эти слова нашего Господа. Осознаем, что они обращены к нам, и решимся стать свидетелями прощения, сеятелями общности, людьми, выполняющими миссию мира во всем мире.

Moto azalí na matoi ma koyoka (имеющий уши, поймет). R/Ayoka (пойми).

Moto azalí na motema mwa kondima [имеющий сердце, согласиться].

R/Andima [Согласен].


Источник: vatican.va












.