Папа: Бог присутствует в повседневной жизни












ПАПА ФРАНЦИСК

«АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ»

Площадь св. Петра,
воскресенье, 27 ноября 2022 г.







Добрый день, дорогие братья и сестры, хорошего воскресенья!

 

В Евангелии сегодняшней литургии мы слышим прекрасное обетование, которое вводит нас во период Адвента: «Господь ваш придет» (Мф 24, 42). Вот основание нашей надежды, вот то, что поддерживает нас даже в самые трудные и болезненные мгновения нашей жизни: Бог идет, Бог уже близко и идет. Никогда не будем забывать об этом! Господь всегда приходит, Он приходит к нам, Господь идет и вернется в конце времен, чтобы принять нас в Свои объятия. Слыша это, мы спрашиваем себя: как Господь приходит? И как Его узнать и принять? Давайте ненадолго остановимся на этих двух вопросах.

Первый вопрос: как Господь приходит? Много раз мы слышали, что Господь идет вместе с нами по пути, сопровождает нас и говорит с нами. Но, возможно, эта истина остается для нас простой теорией. Да, мы знаем, что Господь придет, но не прониклись этой истиной или представляем себе, будто Он придет как-нибудь громоподобно, может быть, после чудесного знамения. Но Иисус говорит, что Он придет, как «во дни Ноя» (ст. 37). И что же люди делали во времена Ноя? Занимались обычными повседневными делами, как всегда: «Ели, пили, женились и выходили замуж» (ст. 38). Мы должны сознавать это: Бог скрытно присутствует в нашей жизни, Он всегда сокрыт в самых простых обычных ситуациях нашей жизни. Он приходит не среди каких-то экстраординарных происшествий, а среди обыденного, среди повседневного. Он там – у нас на работе, в случайных встречах, в лице нуждающегося и даже в серых и монотонных днях, прямо там Господь, Он зовет нас, говорит с нами и вдохновляет наши действия.

Но есть и второй вопрос: как Господа узнать и принять? Нужно быть, бдительными, внимательными, бодрствовать. Иисус предостерегает нас: существует опасность не заметить Его прихода и не быть готовыми к нему. Я напоминал уже не раз слова св. Августина: «Страшусь Господа, мимо проходящего» (Слово 88, 14. 13), т.е. боюсь, что Он пройдет, а я не узнаю Его! Ведь и о тех людях времен Ноя Иисус говорит, что они ели и пили «и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (ст. 39). Обратите внимание на это: они ничего не замечали! Были увлечены своими делами и не понимали, что скоро придет потоп. Ведь и Иисус говорит, что, когда Он придет, «будут двое на поле: один берется, а другой оставляется» (ст. 40). Что это значит? В чем разница между ними? Просто один бодрствовал, ждал и сумел распознать присутствие Бога в повседневной жизни, а другой, наоборот, был рассеян, «зарабатывал на жизнь» и ничего не замечал.

Братья и сестры, давайте в этот период Адвента стряхнем с себя оцепенение и проснемся от сна! Попробуем спросить себя: осознаю ли я то, чем живу, внимателен ли я, бодрствую ли? Стараюсь ли распознать присутствие Бога в повседневных ситуациях или же рассеян и поглощен делами? Если мы не заметим сегодня Его прихода, то будем не готовы даже тогда, когда Он придет в конце времен. Так что, братья и сестры, давайте будем бдительны, ожидая, когда Господь придет, ожидая, когда Он подойдет к нам, потому что Он есть, но нужно внимательно ждать. И пусть св. Дева, женщина ожидания, сумевшая заметить проходящего Бога проход в смиренной и тайной жизни в Назарете и принявшая Его в свое чрево, поможет нам быть внимательными на этом пути, ожидая Господа, живущего среди нас и проходящего мимо.

____________________________

После «Ангел Господень»

Дорогие братья и сестры!

 

С беспокойством слежу за ростом насилия и столкновениями, которые вот уже несколько месяцев происходят в Палестине и Израиле. В прошлую среду в результате двух подлых нападений в Иерусалиме было ранено множество людей и погиб юный израильтянин, и в тот же день в ходе вооруженных столкновений в Наблусе погиб юный палестинец. Насилие убивает будущее, прерывая жизни самых молодых людей и ослабляя надежду на мир. Помолимся о погибших юношах и их родных, особенно об их мамах. Надеюсь, что израильские и палестинские власти будут еще искреннее стремиться к диалогу, укрепляя взаимное доверие, без которого никогда не получится прийти к мирному урегулированию на Святой Земле.

Разделяю также боль жителей острова Искья, постигнутого наводнением. Молюсь о жертвах, о страдающих и всех, кто поспешил на помощь.

И помню в моих молитвах Буркхарда Шеффлера, умершего три дня назад здесь под колоннадой на площади св. Петра: он умер от холода.

С любовью приветствую всех вас, прибывших из Италии и других стран, особенно паломников из Варшавы и Гранады, представителей румынской общины и Восточного Тимора, живущих в Риме, а также эквадорцев, празднующих праздник Богоматери Эль-Квинче. Приветствую волонтеров Красного Креста из Ачеренцы, национальное отделение Италии «Pro Loco», верующих Турина, Пинероло, Палермо, Гроттамаре и Кампобассо. С особой благодарностью хочу обратиться к итальянским пекарям, которые стараются помочь в нынешних трудностях.

Приветствую участников марша, прошедшего сегодня утром в знак протеста против сексуального насилия над женщинами: обычное, к сожалению, и широко распространенное во всем мире явление, использующееся также в качестве оружия войны. Давайте не переставая говорить «нет» войне, «нет» насилию, «да» диалогу, «да» миру, особенно когда речь идет об истерзанном украинском народе. Вчера мы вспоминали трагедию Голодомора.

Приветствую секретариат FIAC (Международный форум католического действия), собравшийся в Риме на свое заседание.

Желаю всем хорошего воскресенья и хорошего пути Адвента. Пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Приятного аппетита на обеда и до свидания!

Источник: vatican.va