Чтения, которые мы слышали, отзываются в нас, в том числе во мне, двумя словами: ожидание и удивление.
Ожидание отражает смысл жизни, так как мы живем в ожидании встречи: встречи с Богом, которая и является мотивом нашей сегодняшней особой ходатайственной молитвы о кардиналах и епископах, умерших за последний год. За их упокоение мы и приносим эту евхаристическую Жертву.
Все мы живем в ожидании, в надежде услышать однажды, как Иисус скажет нам: «Придите, благословенные Отца Моего» Мф 25, 34). Мы в зале ожидания этого мира у входа в рай, где нас ждет та трапеза для всех народов, о которой нам рассказывал пророк Исаия (ср. 25, 6). Его слова согревают наши сердца, потому что отвечают на наши самые большие ожидания: Господь сделает так, что «поглощена будет смерть навеки», и «отрет слезы со всех лиц» (ст. 8). Так хорошо, когда Господь приходит отереть слезы! Но так ужасно, когда мы надеемся, что кто-то другой, а не Господь, осушит их, и еще ужаснее совсем не плакать. Когда Бог отрет наши слезы, мы сможем сказать: «Сей есть Господь; на Него уповали мы (Он вытер наши слезы); возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (ст. 9). Да, мы живем в ожидании столь великих и прекрасных благ, что не можем даже их себе представить, поскольку, как напомнил нам апостол Павел, являемся «наследниками Божьими, сонаследниками же Христу» (Рим 8, 17) и ждем жизни вечной, «искупления тела нашего» (ст. 23).
Братья и сестры, давайте разжигать в себе ожидание небес, оживлять желание рая. Сегодня нам не мешало бы спросить себя: наши чаяния совместимы с небесами. Потому что мы рискуем постоянно жаждать чего-то преходящего, путать вожделения с потребностями, ставить мирские надежды выше ожидания Бога. Но, если мы потеряем из виду действительно важное, гоняясь за ветром, то это будет величайшая в нашей жизни ошибка. Будем смотреть вверх, потому что к Выси ведет нас наш путь, и отсюда туда мы с собой ничего не возьмем: самая прекрасная карьера, самый огромный успех, самые престижные титулы и награды, все накопленные земные богатства и барыши – все исчезнет в одно мгновение, все. Останется только разочарование во всех надеждах, которые на них возлагались. И все же сколько времени, сколько трудов и энергии мы тратим на тревоги и огорчения из-за подобных вещей, позволяя напряжению проникать в наши дома, забывая сам смысл пути, его цель, то бесконечное, к чему мы стремимся, радость, из-за которой мы дышим! Спросим себя: живу ли я тем, что говорю в «Символе веры»: «…ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века»? И как же я ожидаю? Способен ли я идти к существенному или же отвлекаюсь на множество лишних вещей? Лелею надежду в себе или все время жалуюсь, потому что слишком ценю совсем неважное и преходящее?
Ждать того, что будет завтра, нам помогает сегодняшнее Евангелие. Он и навевает то второе слово, о котором мне хотелось бы поговорить с вами: удивление. Потому что каждый раз, когда мы слышим 25-ую главу Матфея, на нас сильно удивляет. Примерно как тех ее героев, которые спрашивают: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?» (ст. 37-39). Когда? Так выражают удивление все: и изумленные праведники, и напуганные грешники.
Когда? То же могли бы сказать и мы, ожидающие, что суд над жизнью и миром пройдет под знаменем справедливости, что это будет решающий трибунал, который, отсеяв каждую мельчайшую деталь, окончательно выяснит все обстоятельства и намерения. Но на божественном суде единственная заслуга и вина – это милосердие к бедным и отверженным: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», – постановляет Иисус (ст. 40). Всевышний как будто кроется в наименьших. Обитающий на небесах живет среди самых незначительных для этого мира. Какой сюрприз! Но суд пройдет именно так, потому что судить будет Иисус – Бог смиренной любви, Тот, Кто, родившись и умерев бедным, всю жизнь был слугой. Его мера – любовь, превосходящая наши мерки, а критерий Его суда – бескорыстие. Так что мы знаем, как подготовиться: бескорыстно и беззаветно, ничего не ожидая взамен, любить тех, кто находится в списке Его предпочтений, кто никак не может вознаградить нас, кто не нравится нам, кто прислуживает самым последним.
Сегодня утром мне пришло письмо от одного капеллана детского дома, протестантского лютеранского капеллана из детского дома на Украине. Дети, осиротевшие из-за войны, оставшиеся одни и потерявшие всех. И он пишет: «Вот мое служение: быть с этими отверженными, потому что они лишились родителей, эта жестокая война обрекла их на одиночество». Этот человек делает именно то, что велит ему Иисус: заботится о самых маленьких жертвах трагедии. И когда я читал это письмо, впитавшее столько боли, оно так взволновало меня, что я сказал: «Господи, видно, что Ты не перестаешь внушать людям истинные ценности царства».
«Когда?» – скажет этот пастырь при встрече с Господом. И это удивленное «когда?», которое четыре раза повторяется в вопросах, задаваемых человечеством Господу, (ср. ст. 37. 38. 39. 44), звучит слишком поздно – только тогда, «когда придет Сын Человеческий во славе Своей» (ст. 31). Братья и сестры, давайте стараться жить так, чтобы в конце не удивляться. Не стоит подслащивать вкус Евангелия. Ведь мы часто пытаемся ради приличия или удобства смягчить учение Иисуса, разбавить Его слова. Посмотрим правде в глаза: мы так хорошо научились заключать сделки о Евангелием. Все компромиссы и компромиссы: до такой степени, а потом еще до такой… «Кормить голодных, конечно же, нужно, но голод – это сложная проблема, и я уж точно не могу ее решить! Помогать бедным нужно, но нужно и как-то решать вопросы несправедливости, так что лучше подождать, а то, если ввязаться сейчас, то потом вообще покоя не будет, а потому разумнее чуток обождать. Навещать больных и заключенных тоже нужно, но почему именно я должен этим заняться, если на первых полосах газет и в социальных сетях говорят о других, более насущных проблемах? Принимать мигрантов, естественно, нужно, но и это сложный и объемный вопрос из сферы политики… Я в такие вещи не лезу…». Бесконечные компромиссы: «да, да, нужно…, но нет…, нет…». На такие мы идем компромиссы, когда Евангелие что-то велит нам. Всегда на все «да», но в итоге все «нет». Так всеми этими «но» и «хотя», которые так часто становятся вторыми нашими именами, мы превращаем жизнь в сделку с Евангелием. Из простых учеников нашего Учителя мы превращаемся в магистров сложностей, у которых много аргументов, но мало дел, которые ищут ответы чаще в компьютере, а не в распятии, в интернете, а не в глазах братьев и сестер. Такие христиане комментируют, дискутируют и выдвигают теории, но не знают по имени ни одного бедного, месяцами не посещают больного, никогда никого не накормят и не оденут, не дружат по-настоящему с нуждающимся, потому что забыли, что «программа христианина – это зрячее сердце» (Бенедикт XVI, «Deus caritas est», 31).
Когда? Этот огромный сюрприз застал врасплох и сторону праведную, и неправедную. «Когда?» – с удивлением спрашивают и праведники, и грешники. И ответ лишь один: прямо сейчас, сегодня, сразу, как выйдешь после этой Евхаристии. Сейчас, сегодня. Все зависит от нас, от наших дел милосердия, а не от разъяснений и утонченных анализов, не от личных или общественных оправданий. Все в наших руках, и сами ответственны. Сегодня Господь нам напоминает, что смерть раскрывает правду о жизни и бессмысленность всего того, чем мы отговаривали сами себя от милосердия. Братья, сестры, мы не можем сказать, что не знаем. Не можем путать реальную красоту с макияжем. Евангелие объясняет нам, как нужно жить в ожидании: идти навстречу Богу, любя, потому что Он есть любовь. И в день, когда мы уйдем из этого мира, нас удивление окажется радостным, если сейчас мы удивляемся присутствию Бога, ждущего нас среди бедных и израненных мира сего. Давайте не бояться таких сюрпризов: будем исполнять то, что велит нам Евангелие, чтобы на последнем суде оказаться праведными. Бог ждет, чтобы мы оказали Ему нашу любовь не словами, а своими делами.
Источник: vatican.va
.