Добрый день, дорогие братья и сестры!
Евангелие сегодняшней литургии повествует о встрече Иисуса и Закхея – начальника мытарей города Иерихон (Лк 19, 1-10). В центре этого рассказа стоит глагол «искать». Обратим внимание на это: «искать». Закхей «искал видеть Иисуса» (ст. 3), а Он, встретившись с ним, говорит: «Сын Человеческий пришел искать и спасти погибшее» (ст. 10). Давайте представим себе ненадолго эти два ищущие друг друга взгляда: взгляд Закхея, который ищет Иисуса, и взгляд Иисуса, Который ищет Закхея.
Взгляд Закхея. Он – мытарь, т.е. один из тех евреев, которые собирали налоги для римских правителей – предатели отечества, извлекавшие выгоду из своего положения. Так что Закхей был богат, но ненавидим всеми и причислялся к грешникам. В тексте сказано, что он «мал был ростом» (ст. 3), и это замечание, возможно, намекает также на его внутреннюю низменность, заурядную и нечестную жизнь со взглядом, вечно обращенным к низкому. Но важно, что он был невысоким человеком. И все же Закхей хочет видеть Иисуса. Что-то подталкивало его. «Забежав вперед, – говорит Евангелие, – взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее» (ст. 4). Влез на смоковницу: Закхей – человек, в руках которого было все, ведет себя смешно, не боится стать посмешищем, чтобы увидеть Иисуса. Представим себе, что было бы, если бы, скажем, министр экономики влез на дерево, чтобы увидеть что-то: как бы над ним издевались. И Закхей не побоялся издевательств и повел себя смешно, чтобы только увидеть Иисуса. В своей низости он чувствует потребность искать другой взгляд – взгляд Христа. Еще не знает Его, но ждет кого-то, кто освободит его от его морально низкого состояния, вытащит из того болота, в котором он увяз. И это очень важно: Закхей учит нас, что в жизни никогда не придет такой момент, когда все уже потеряно. Помните, пожалуйста: не бывает так, что все уже потеряно – никогда! У нас всегда есть шанс осуществить желание начать все заново, пойти по верному пути, обратиться. Именно это и делает Закхей.
Решающее значение здесь имеет второй аспект: взгляд Иисуса. Отец послал Его искать погибшее, и, когда Он пришел в Иерихон, то проходил мимо дерева, на котором был Закхей. Евангелие рассказывает, что Иисус «взглянув вверх, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (ст. 5: в оригинальном греческом тексте сказано, что Иисус взглянул именно вверх – прим. пер.). Прекрасный образ, потому что, если Иисусу пришлось взглянуть вверх, то это значит, что Он смотрит на Закхея снизу. Вот история спасения: Бог не смотрит на нас свысока, чтобы унизить и судить нас, нет. Наоборот, Он снизошел к нам, чтобы умыть нам ноги, глядя на нас снизу и возвращая нам достоинство. Так что эта встреча взглядов Закхея и Иисуса как бы резюмирует в себе всю историю спасения: человечество в своей убогости ищет искупления, но, в первую очередь, Бог в Его милосердии ищет Свое творение, чтобы спасти его.
Братья и сестры, давайте помнить это: взгляд Божий никогда не останавливается на нашем полном ошибок прошлом, а с бесконечной надеждой смотрит на то, кем мы можем стать. И если порой мы чувствуем себя низкими людьми, которым не удается быть на высоте вызовов этой жизни и тем более Евангелия и которые погрязли в своих проблемах и грехах, Иисус всегда смотрит на нас с любовью. Как в случае Закхея, Он идет к нам, называет нас по имени и, если мы Его впускаем, входит в наши дома. А теперь мы могли бы задать себе вопрос: как мы сами смотрим на себя? Чувствуем себя никчемными и опускаем руки или же именно тогда, когда видим себя внизу, мы ищем встречи с Иисусом? И еще: как мы смотрим на тех, кто оступился и изо всех сил пытается подняться из праха собственных ошибок? Взглядом свысока – осуждающим, презирающим, прогоняющим прочь? Будем вспомним, что сверху вниз можно смотреть на человека только затем, чтобы помочь ему подняться, и никак иначе. Только так можно смотреть сверху вниз. У нас, христиан, должен быть взгляд Христа, принимающий снизу, ищущий погибшее, полный сострадания. Так смотрит и всегда должна смотреть Церковь – взглядом Христа, а не взглядом обвинителя.
Помолимся Марии, на смирение которой призрел Господь, и попросим ее подарить нам новый взгляд на себя самих и других.
_________________
Дорогие братья и сестры!
Празднуя победу Христа над злом и смертью, помолимся о жертвах теракта в Могадишо, унесшего жизни более сотни человек, в том числе множества детей. Бог да обратит сердца жестоких!
Помолимся также воскресшему Господу о погибших (главным образом, молодых) этой ночью в Сеуле из-за трагических последствий неожиданного натиска толпы.
Вчера в колумбийском Медельине была беатифицирована Мария Беренис Дуке Хенкер – основательница конгрегации Малых сестер Благовещения. Всю свою долгую жизнь, завершившуюся в 1993 г., она посвятила служению Богу и братьям, особенно бедным и изгнанным. Ее апостольское рвение, которое побудило ее нести весть Христову за пределы родины, пусть укрепит во всех желание участвовать молитвой и любовью в распространении Евангелия по всему миру. Аплодисменты новой блаженной! Все!
Приветствую всех вас, римлян и паломников из разных стран: семьи, приходские группы, объединения, отдельных верующих. В частности, приветствую испанских верующих из Кордовы и хор “Orfeón Donostiarra” из Сан-Себастьяна, который празднует свое 125-летие, мальчиков и девочек движения «Акуна», группу из Сан-Паулу в Бразилии и индонезийских клириков, монахинь и монахов, проживающих в Риме. Приветствую участников съезда, организованного всемирной сетью «Uniservitate» и LUMSA, а также детей из Неаполя, приступивших к первому причастию, и группы верующих из Магреты, Ночера-Инферьоре и Нардо. И ребят Непорочной.
И не будем, пожалуйста, забывать в наших молитвах и сердечной боли истерзанную Украину. Нужно молиться о мире, не уставая!
Желаю всем хорошего воскресенья. И, пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Приятного аппетита на обеде и до следующей встречи послезавтра в праздник Всех святых.
Источник: vatican.va
.