60-ая ГОДОВЩИНА НАЧАЛА II ВАТИКАНСКОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА
СВЯТАЯ МЕССА
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
Базилика св. Петра,
вторник, 11 октября 2022 г.,
память св. Иоанна XXIII, папы
«Любишь ли ты Меня?» Таковы первые слова, с которыми Иисус обращается к Петру в Евангелии, которое мы слышали (Ин 21, 15). А последние: «Паси овец Моих» (ст. 17). В годовщину открытия II Ватиканского собора с теми же словами Господь обращается к нам – к нам как к Церкви: «Любишь ли ты Меня? Паси овец Моих».
1. Во-первых: «Любишь ли ты Меня?» Иисус задает этот вопрос, потому что таков уж Его стиль: скорее не давать ответы, а задавать вопросы – вопросы, провоцирующие жизнь. И Господь, Который «по обилию любви Своей говорит к людям, как к друзьям, и с ними беседует» («Dei Verbum», 2), спрашивает снова, постоянно спрашивает Церковь, Свою невесту: «Любишь ли ты Меня?» II Ватиканский собор был великим ответом на этот вопрос: именно дабы оживить свою любовь, Церковь впервые в истории посвятила собор тому, чтобы спросить себя о себе самой, подумать над своей природой и своей миссией. И вновь открыла для себя, что она есть тайна благодати, порожденная любовью: вновь открыла для себя, что она – народ Божий, Тело Христово, живой храм Святого Духа!
Вот первая картина Церкви – вид сверху. Да, на нее нужно смотреть, в первую очередь, сверху, любящими глазами Бога. Давайте спросим себя: начинаем ли мы свои дела в Церкви с Бога, с Его любящего взгляда на нас. Всегда есть соблазн начать со своего «я», а не с Бога, ставить наши идеи превыше Евангелия, дать унести себя ветру мира сего ради сиюминутных веяний моды или пренебречь временем, данным нам Провидением, чтобы мы повернули назад. Но будем внимательны: и прогрессизм, который тянется к миру, и традиционализм, когда пятятся назад, оплакивая ушедший мир – это не доказательства любви, а доказательства неверности. И в то, и в другом пелагианский эгоизм, который ставит собственные вкусы и планы выше любви, угодной Богу – простой, скромной и верной любви, о который Иисус спрашивал Петра.
«Любишь ли ты Меня?» Давайте заново откроем для себя Собор, чтобы вернуть первенство Богу, важнейшему: Церкви, безумно любящей своего Господа и всем людей, которых любит Он; Церкви, богатой Иисусом и бедной в средствах; Церкви, свободной и освобождающей. Собор указывает Церкви этот путь: заставляет ее вернуться, как Петр в Евангелии, в Галилею, к истокам первой любви, чтобы вновь открыть для себя в своей бедности святость Божию (ср. «Lumen gentium», 8c; гл. V). И у нас тоже, у каждого из нас есть своя Галилея – Галилея первой любви, и, конечно же, каждый из нас также призван сегодня вернуться в свою Галилею, чтобы услышать голос Господень: «Следуй за мной». И там, чтобы вновь обрести во взоре распятого и воскресшего Господа утраченную радость, сосредоточиться на Иисусе. Вновь обрести радость: Церковь, потерявшая радость, потеряла любовь. В конце своих дней Папа Иоанн писал: «У моей жизни, близящейся к закату, не может быть лучшего завершения, чем сосредоточиться полностью на Иисусе, сыне Марии…, великая и непрерывная близость с Иисусом, созерцаемом в образе Младенца, распятого, окруженного поклонением в Таинстве» («Дневник души», 977-978). Вот наш глубокий взгляд, вот наш вечно живой источник – Иисус, Галилея любви, Иисус, Который зовет нас, Иисус, Который спрашивает нам: «Любишь ли ты Меня?»
Братья и сестры, вернемся к чистым истокам любви Собора. вновь отыщем в себе страсть Собора и обновим страсть к Собору! Погрузившись в тайну Церкви, матери и невесты, скажем и мы со св. Иоанном XXIII: «Gaudet Mater Ecclesia!» (лат.: «Да радуется Мать Церковь!» – речь на открытии Собора, 11 октября 1962 г.). Пусть в Церкви обитает радость. Если она не радуется, то отрицает саму себя, потому что забывает любовь, которая ее сотворила. Однако, сколько из нас неспособно с радостью жить своей верой, не роща и не критикуя? У Церкви, влюбленной в Иисуса, нет времени на стычки, яды и споры. Бог да избавит нас от критиканства и нетерпимости, резкости и злости. Дело не только в стиле, но и в любви, потому что любящий, как учит апостол Павел, делает все без ропота (ср. Флп 2, 14). Господи, научи нас Твоему глубокому взгляду, научи смотреть на Церковь так, как Ты на нее смотришь. И, когда мы критичны и недовольны, напоминай нам, что быть Церковью – значит свидетельствовать о красоте Твоей любви, жить в ответ на Твой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» А не ходить с таким видом, как будто мы на поминках.
2. «Любишь ли ты Меня? Паси овец Моих». Второе слово: «Паси». Иисус подразумевает под этим словом ту любовь, которой Он жаждет от Петра. Просто подумаем о Петре: он был рыбаком, ловившим рыбу, а Иисус превратил его в рыбака, который должен ловить людей (ср. Лк 5, 10). Теперь ему назначено новое ремесло – пастырское, которым он никогда не занимался. И это переворот, потому что рыбак берет для себя, тянет на себя, а пастырь заботится о других, любит их. Более того, пастырь живет вместе со стадом, кормит овец, привязывается к ним. Стоит не где-то над ними, как рыбак, а среди них. Пастырь идет перед людьми, чтобы показывать дорогу, среди людей как один из них и позади людей, чтобы быть с теми, кто отстает. Пастырь стоит не над, как рыбак, а посреди. Вот второй вид, который показывает нам Собор: вид посреди, пребывание в мире вместе с другими безо всякого чувства превосходства над ними, как и подобает слугам величайшего Царствия Божьего (ср. «Lumen gentium», 5), несение благой вести Евангелия в жизнь и языки людей (ср. «Sacrosanctum concilium», 36), разделяя их радости и надежды (ср. «Gaudium et spes», 1). Быть посреди народа, а не над народом: ужасный грех клерикализма убивает овец, не ведет их, не взращивает, а убивает. Насколько же актуален Собор: он помогает нам справляться с соблазном запереться в загонах наших удобств и убеждений и подражать стилю Бога, который описал нам сегодня пророк Иезекииль: «Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю» (ср. Иез 34, 16).
«Паси»: Церковь проводила Собор не для того, чтобы любоваться собой, а для того, чтобы дарить себя. Ведь наша святая иерархическая Мать, рожденная из сердца Троицы, существует для того, чтобы любить. Она – народ священнический (ср. «Lumen gentium», 10 сл.), и должна не выделяться в глазах этого мира, а служить миру. Не будем забывать об этом: Народ Божий родился устремленным вовне и молодеет, отдавая себя, потому что является таинством любви, «знамением и орудием глубочайшего единения с Богом и единства всего человеческого рода» («Lumen gentium», 1). Братья и сестры, вернемся к Собору, заново открывшему живую реку Предания, не застряв в традициях, и отыскавшему источник любви не для того, чтобы жить на вершинах, но чтобы Церковь сошла в долину и стала каналом милосердия для всех. Вернемся к Собору, чтобы выйти из собственных рамок и преодолеть искушение самозамкнутости, представляющей собой способ оставаться мирским. «Паси», – повторяет Господь Своей Церкви, и, если она пасет, то побеждает тоску по прошлому, сожаление о свой былой значимости, привязанность к власти, потому что ты, святой народ Божий – пастырский народ: ты существуешь не для того, чтобы пасти себя самого, добиваться признания, а для того, чтобы с любовью пасти других, всех остальных. И единственно должное особое внимание – это внимание к возлюбленным Божьим, т.е. к бедным, к отвергнутым (ср. «Lumen gentium», 8c; «Gaudium et spes», 1), чтобы нам быть, как говаривал Папа Иоанн, «Церковью всех и особенно Церковью бедных» (Радиообращение к верующим всего мира за месяц до начала после II Ватиканского вселенского собора, 11 сентября 1962 г.).
3. «Любишь ли ты Меня? Паси, – подытоживает Господь, – овец Моих». Не имеет в виду лишь некоторых, а всех, потому что всех любит, всех ласково называет «Мои». Добрый Пастырь видит и хочет, чтобы Его стадо было едино во главе с пастырями, которых Он ему дал. И вот третий вид – вид вместе: все, все вместе – этого хочет Пастырь. Собор напоминает нам, что Церковь – это общение по образу Троицы (ср. «Lumen gentium», 4. 13). Дьявол же старается сеять плевелы разделения. Не будем поддаваться Его лести, не будем поддаваться искушению поляризации. Сколько раз после Собора христиане принимались выбирать ту или часть Церкви, не замечая, что разрывают сердце Своей Матери! Сколько раз они предпочитали быть «фанатами своей команды», а не слугами всех, прогрессистами и консерваторами, а не братьями и сестрами, скорее «правыми» или «левыми», чем Иисусовыми, выставлять себя как «хранителей истины» или «певцами новизны» вместо того, чтобы признать себя смиренными и благодарными чадами святой Матери Церкви. Все, все мы – дети Божьи, все – братья в Церкви, все – Церковь, все. Господь так хочет: мы – Его овцы, Его стадо, каковым мы являемся лишь вместе, воедино. Преодолеем же поляризацию и будем хранить общение, становиться все более и более «едино», как молил Иисус, прежде чем отдать ради нас Свою жизнь (ср. Ин 17, 21). И да поможет нам в этом Мария, мать Церкви. Да разгорится в нас жажда единства, желание служить полному общению всех верующих во Христа. Оставим в стороне всякие «-измы»: народу Божьему не нравится эта поляризация. Народ Божий есть святой верный народ Божий – вот что такое Церковь. И прекрасно, что сегодня, как и во время Собора, среди нас присутствуют представители других христианских общин. Спасибо! Спасибо за то, что пришли, спасибо за ваше присутствие.
Благодарим Тебя, Господи, за то, что Ты даровал нам Собор. Ты, любящий нас, избавь нас от чувства самодостаточности и духа мирского критиканства. Избавь нас от того, чтобы мы само отлучали себя от единства. Ты, пасущий нежно, выведи нас за ограды самозамкнутости. Ты, желающий единства стада, избавь нас от дьявольской уловки поляризации, «-измов». И мы, Церковь Твоя, вместе с Петром и подобно Петру скажем Тебе: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что мы любим Тебя» (ср. Ин 21, 17).