Добрый день, дорогие братья и сестры!
Продолжим разговор на тему распознания. В прошлый раз мы рассматривали как его обязательный элемент молитву, понимаемую как близость с Богом и доверительные отношения с Ним. Молиться, не как попугаи, а с чувством близости и доверия к Нему, молиться как дети Отцу, молиться с открытым сердцем. Об этом мы говорили при последней катехизации. Сегодня мне хотелось бы, как в дополнение к сказанному в прошлый раз, отметить, что хорошее распознание также требует самопознания. Познай самого себя. И это непросто. Но распознание вовлекает наши человеческие способности: память, ум, волю и чувства. Часто мы не умеем распознавать, потому что не знаем до конца самих себя и потому не понимаем, чего действительно хотим. Сколько раз вы слышали: «Почему бы ему не взяться за ум? Он никогда не знает, чего хочет…». Пусть и не доходим до крайней степени, но и с нами так бывает, что мы не знаем, чего хотим, не знаем хорошо самих себя.
У истоков духовных метаний и призванческих кризисов нередко лежит недостаточный диалог между религиозной жизнью и нашим человеческим, когнитивным и аффективным измерением. Один наставник духовности отмечал, что многие трудности в области распознания связаны с проблемами другого рода, которые нужно признать и осмыслить. «Я пришел к убеждению, – пишет этот автор, – что наибольшим препятствием для истинного различения (и истинного роста в молитве) является не неосязаемая природа Бога, а тот факт, что мы недостаточно знаем самих себя и даже не хотим знать правду о себе. Почти все мы прячемся за какой-нибудь маской, причем не только от других, но и когда смотримся в зеркало» (т. Грин, пшеница и плевел, Рим, 1992, 25). Во всех нас живет этот соблазн замаскироваться даже от самих себя.
Забвение присутствия Бога в нашей жизни идет в паре с незнанием самих себя – игнорирование Бога и игнорирование себя, незнание характеристик нашей личности и наших самых глубинных желаний.
Познание самого себя – не сложный, но утомительный процесс: он предполагает терпеливую работу по самоанализу. Требует способности остановиться, «отключить автопилот», чтобы осознать, как мы ведем себя, какие чувства обитают в нас, какие мысли постоянно роятся в нашей голове и обусловливают нас, причем часто незаметно для нас самих. Этот процесс требует также умения отличать свои эмоции от духовных способностей. «Чувствую» – это не то же самое, что «убежден», «чувствую» – это не то же самое, что «хочу». Тогда мы достигаем понимания того, что наше видение себя и реальности порой немного искаженное. Осознать это – благодать! Ведь очень часто так бывает, что ошибочные убеждения по поводу реальности, основанные на нашем прошлом опыте, оказывают на нас сильное влияние, ограничивая нашу свободу идти за тем, что действительно важно в нашей жизни.
Мы, живущие в эпоху информатики, знаем, насколько важно знать пароли, чтобы входить в программы, где хранятся наши самые персональные и ценные данные. Но и в духовной жизни тоже есть свои «пароли»: это слова, которые трогают сердце, потому что отсылают нас к тому, к чему мы наиболее чувствительны. Искусителю, т.е. дьяволу, хорошо известны эти слова-ключи, и важно, чтобы они были известны и нам самим, чтобы нам не оказаться там, куда нам не хотелось бы. Искушение не обязательно внушает что-нибудь плохое, но часто вносящее беспорядок, причем представленное с преувеличенной важностью. Так он гипнотизирует нас привлекательностью этих вещей для нас, красивыми, но иллюзорными вещами, которые не могут дать того, что обещают, и потому, в конце концов, оставляют в нас ощущение пустоты и грусти. Это ощущение пустоты и грусти является признаком того, что мы пошли по неверному пути, который дезориентировал нас. Такими вещами могут быть, например, диплом, карьера, отношения – все вроде бы похвальные вещи, но, если мы не свободны, существует риск, что у нас могут возникнуть в связи с ними нереальные ожидания, такие, например, как утверждение собственной ценности. Когда ты, скажем, думаешь о своей учебе, то видишь в ней лишь способ саморазвития ради твоих собственных интересов или также служения обществу? В этом проявляются скрытые намерения каждого из нас. Неверное понимание часто приводит к самым большим страданиям, потому что ни одна из таких вещей не может гарантировать наше достоинство.
Поэтому, дорогие братья и сестры, так важно знать себя, знать пароли к нашим сердцам, к чему мы наиболее чувствительны, чтобы защититься от того, кто подходит с убедительными словами и потом манипулировать нами. Но не менее важно также признать, абстрагируясь от сиюминутной моды или от ярких и поверхностных лозунгов. Как часто то, что говорятся в телепрограмме, в какой-нибудь рекламе, проникает в наши сердца и заставляет идти куда-то против собственной воли. Будьте осторожны с этим: я свободен или позволяю себе поддаться сиюминутным чувствам или провокациям?
Помощью в этом будет испытание совести, но не такое, которое делаем все мы, когда идем на исповедь, нет. Это такое испытание: «Вот, я согрешил в том и том-то…». Нет. Главное испытание совести каждого дня: что происходило сегодня в моем сердце? «Но ведь было много чего…». Что именно? Почему? Какие следы оставило в сердце? Испытание совести, т.е. хорошая привычка спокойно перебирать то, что было в течение дня, учась замечать в своих оценках и решениях то, чему мы придаем большее значение, к чему стремимся и почему и что в итоге мы нашли, и, в первую очередь, учась распознавать, что насыщает мое сердце. Потому что лишь Господь может дать нам подтверждение нашей ценности. И Он подтверждает нам ее каждый день с креста: Он умер ради нас, чтобы показать нам, насколько мы ценны в Его глазах. Никакие препятствия и неудачи не могут помешать Его нежным объятиям. Испытание совести так полезно, потому что благодаря ему наше сердце – уже не дорога, по которой все проезжают, а мы не знаем. Нет. Мы видим, что было сегодня? Что случилось? Что заставило меня отреагировать? Что огорчило? Что обрадовало? Что было плохого, и не сделал ли я что-то плохое другим. Суть в том, чтобы увидеть путь чувств и влечений моего сердца за весь день. Не забывайте! В прошлый раз мы говорили о молитве, а сегодня говорим о самопознании.
Молитва и самопознание позволяют нам расширять свою свободу. Они нужны, чтобы расти в свободе! Вот главные составляющие христианского бытия – ценные составляющие обретения своего места в жизни. Спасибо.
Источник: vatican.va
.