Добрый день, дорогие братья и сестры!
Вернемся к катехизам на тему распознания, потому что эта тема очень важна для понимания того, что в нас происходит. Мы должны уметь распознавать, откуда берутся наши чувства и мысли, куда нас ведут, к каким решениям, и сегодня мы остановимся на первом из составляющих элементов распознания, а именно на молитве. Чтобы распознавать, нужно находиться в определенной атмосфере, в состоянии молитвы.
Молитва – это незаменимая помощь в духовном распознании, особенно когда она вовлекает чувства, позволяя обращаться к Богу с простотой и близостью, как разговаривают с другом. Это умение пойти дальше своих мыслей, вступать в близость с Господом с сердечной непосредственностью. Секрет жизни святых – близкие и доверительные отношения с Богом, которые растут в них и облегчают распознание того, что Ему угодно. Истинная молитва – это близкие и доверительные отношения с Богом. Не повторять молитвы, как попугаи: ла-ла-ла, Нет. Истинная молитва – это непосредственность и теплота в общении с Господом. Такая близость побеждает страх или сомнение в том, что Его воля служит нам во благо. Такое искушение порой бывает в наших мыслях и вселяет в сердце беспокойство, неуверенность и горечь.
Распознание не требует абсолютной уверенности – это не какой-то химический метод, нет. Оно не требует абсолютной уверенности, потому что касается жизни, а жизнь не всегда логична, в ней есть множество нюансов, которые нельзя втиснуть в какую-то одну категорию мышления. Нам хочется точно знать, что нужно делать, но, когда доходит до дела, мы не всегда действуем последовательно. Как часто и мы переживаем то же, о чем писал апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7, 19). Мы – это не только разум, мы – не машины, и недостаточно просто получить инструкции, которые следует выполнять: и мешают, и помогают нам принять угодное Господу решение, в первую очередь, чувства, сердце.
Показательно, что первым чудом в Евангелии от Марка, которое совершил Иисус, бал экзорцизм (см. 1, 21-28). В синагоге Капернаума Он избавляет от беса человека, освобождая его от ложного представления о Боге, которое сатана внушает с самого начала: будто бы Бог не хочет нам счастья. Одержимый в этом евангельском отрывке знает, что Иисус есть Бог, но это не заставляет его поверить в Него. Он говорит: «Ты пришел погубить нас» (ст. 24).
Многие, в том числе христиане, думают так же: что Иисус, может, и Сын Божий, но на счет того, хочет ли Он нашего счастья, есть сомнения. Некоторые даже опасаются, что, если всерьез принять то, что предлагает Иисус, это разрушит нашу жизнь, убьет наши мечты, наши самые сокровенные желания. Такие мысли иногда роятся в нас: что Бог слишком много требует от нас, мы боимся, что Он слишком много требует от нас, что, на самом деле, Он не хочет нам добра. При первой встрече мы заметили, что признаком встречи с Господом является радость. Встречаясь с Господом в молитве, я радуюсь. Каждый из нас радуется, это прекрасно. А печаль или страх – это признаки того, что мы далеко от Бога: «Если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди», – говорит Иисус богатому юноше (Мф 19, 17). К сожалению для того юноши, определенные препятствия помешали ему исполнить желание собственного сердца и последовать за «благим Учителем». Он был заинтересован, проявил инициативу, сам сделал первый шаг к встрече с Иисусом, но его разрывали и противоположные привязанности, богатство оказалось слишком важным для него. Иисус не принуждает его принять решение, но в тексте отмечается, что молодой человек ушел от Иисуса «с печалью» (ст. 22). Тот, кто уходит от Господа, никогда не найдет удовлетворения, даже если в его распоряжении будет великое изобилие всяческих благ и возможностей. Иисус никогда не принуждает следовать за Ним, никогда. Он лишь дает тебе познать Его волю, от всего сердца помогает увидеть правду, но оставляет тебе свободу. И это самое прекрасное в молитве: свобода, которую Он нам оставляет. Зато, когда мы отдаляемся от Господа, в нас остается какая-то печаль, что-то ужасное в сердце.
Распознать, что происходит внутри нас, непросто, потому что видимость обманчива, но близость с Богом может мягко разогнать сомнения и страхи, все более открывая нашу жизнь для Его «нежного света» по прекрасному выражению св. Джона Генри Ньюмана. Святые излучают отраженный свет и своими простыми повседневными делами показывают любящее присутствие Бога, делающего невозможное возможным. Говорят, что супруги, которые долго живут вместе в любви друг к другу, в конце концов, становятся похожи. Примерно то же можно сказать и об искренней молитве: постепенно, но эффективно она делает нас все более способными распознавать действительно важное так естественно, как будто это вырывается из глубин нашего существа. Молиться не значит произносить слова и еще слова, нет: молиться значит открыть сердце Иисусу, сблизиться с Ним, впустить Его в мое сердце, чтобы Он дал нам почувствовать Свое присутствие. И тогда мы сможем распознавать, когда нам говорит что-то Иисус, а когда мы сами со своими мыслями, часто далекими от того, чего Он хочет.
Попросим этой благодати жить в дружеских отношениях с Господом, говорить с Ним, как друг говорит с другом (ср. св. Игнатий Лойола, «Духовные упражнения», 53). У меня есть один знакомый – старый монах, который был вахтером в колледже, и всегда, когда была возможность, шел к часовне, смотрел на алтарь и говорил: «Привет», потому что был близок с Иисусом. Ему не нужно было много слов, нет: «Привет, я здесь, рядом с Тобой, а Ты рядом со мной». Вот то отношение, с которым мы должны молиться: близость, эмоциональная близость, как между братьями, близость с Иисусом. Улыбка, простой жест, а не повторение слов, которые не текут из сердца. Как я уже сказал, нужно говорить с Иисусом так, как друг говорит с другом. Этой благодати мы должны просить друг для друга: смотреть на Иисуса как на друга, нашего самого большого друга, нашего верного друга, который ни на что не претендует и, прежде всего, никогда не бросит, даже если мы сами отдалимся от Него. Он останется у дверей сердца. «Нет, не хочу иметь с Тобой ничего общего», – говорим мы. А Он молчит, стоит на расстоянии вытянутой руки, в пределах досягаемости сердца, потому что Он верен всегда. Пойдем же вперед с такой молитвой, будем молиться молитвой «привет», приветствуя Господа сердцем, молитвой любви, молитвой близости, всего несколько слов, но с добрыми поступками и делами. Спасибо.
Источник: vatican.va
.