Четвертая катехизация Папы Франциска о старости

 








ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Зал Павла VI,
среда, 23 марта 2022 г.

Катехизическое поучение о старости 4: Смерть и наследство: память и свидетельство









Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

В Библии рассказу о смерти престарелого Моисея предшествует его духовное завещание, именуемое «Песнь Моисея». Данная песнь – это, в первую очередь, прекрасное исповедание веры, и ней сказано: «Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор 32, 3-4). Но это также воспоминание об истории, прожитой с Богом, о приключениях народа, сформированного верой в Бога Авраама, Исаака и Иакова. И поэтому Моисей вспоминает также огорчения и разочарования Самого Бога: Его верность постоянно подвергается испытаниям неверностью Его народа. Бог верный и ответ неверного народа: народ как будто намеренно испытывает верность Божью. Но Он всегда хранит ее и остается со своим народом. Вот в чем суть Песни Моисея: верность Божья, Который сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Моисей произносит это исповедание веры, стоя на пороге Земли обетованной, а также его ухода из жизни. Ему было уже сто двадцать, как отмечено в рассказе, «но зрение его не притупилось» (Втор 34, 7). У престарелых есть способность видеть, видеть реальное и одновременно символическое: они умеют видеть вещи – смысл, который глубже всего в них коренится. Жизненность их взгляда – это ценный дар: он позволяет им передать в наследство с должной ясностью свой многолетний опыт жизни и веры. Моисей видит историю и передает ее, и старики видят историю и передают ее.

Старость, которой ниспослана эта ясность – ценный дар для следующего поколения. Лично и из первых уст слышать историю прожитой веры со всеми ее взлетами и падениями - этого ничем не заменить. Читать о ней в книгах, смотреть в кино, искать в интернете – все это полезно, но не то де самое. Такой передачи, которая и есть истинное и настоящее предание, конкретная передача от старика к юноше, такой передачи сегодня очень не хватает новым поколениям, причем все более и более. Почему? Потому что у этой новой цивилизации появилась идея, будто старики – это отходы, стариков просто выбрасывают. Какая жестокость! Но так не пойдет. Рассказ из первых уст, от человека к человеку, полон тональностей и способов передачи, которые никакие другие средства не могут подменить. Старик, проживший долгую жизнь и обретший дар ясного и прочувствованного свидетельства о собственной истории – это незаменимое благословение. Способны ли мы признавать и чтить этот дар стариков? Передача веры и смысла жизни проходит сегодня по этому пути рассказов стариков? Могу лично засвидетельствовать: ненависти и отвращение к войне я научился у моего деда, который участвовал в битве при Пьяве в 1914 г.: он привил мне отвращение к войне, рассказав мне о страданиях только одной войны. И этому не научиться ни из книг, ни как-то иначе, этому учатся так: путем передачи от стариков внукам. И ничем не заменить такого – передачи жизненного опыта от стариков внукам. Но сегодня, к сожалению, все по-другому, и считается, что старики – это отходы. Нет! Они – живая память народа, и молодежь с детьми должны слушать бабушек и дедушек.

В нашей культуре, такой «политкорректной», на этом пути возникает множество препятствий: в семье, в обществе и даже в христианской общине. Вплоть до того, что некоторые предлагают отменить преподавание истории как излишней информации об уже не существующих мирах, лишь отнимающей ресурсы у познания настоящего. Как будто мы родились только вчера!

С другой стороны, передаче веры часто недостает страсти «прожитой истории». Передавать веру – это не просто «ла-ла-ла». Это делиться опытом веры. И разве так трудно убедить выбрать любовь навсегда, верность данному слову, стойкость в самопожертвовании, сострадание при виде израненных и скорбящих лиц? Да, истории жизни должны выливаться в свидетельство, а свидетельство должно быть честным. Конечно, нельзя назвать честной идеологию, которая подгоняет историю под свои схемы, и пропаганду, которая эксплуатирует ее для продвижения собственной группы. Нечестно превращать историю в трибунал, осуждающий целиком прошлое и лишающий надежды на будущее. Честно рассказывать историю так, как она есть, и только так ее может хорошо рассказать тот, кто ее пережил. Поэтому так важно слушать стариков, слушать бабушек и дедушек, важно, чтобы дети разговаривали с ними.

Те же Евангелия честно рассказывают благословенную историю Иисуса, не скрывая ошибок, непонимания и даже предательств учеников. Вот история, вот истина, вот свидетельство. Вот дар памяти, который «старики» Церкви с самого ее начала передают «из рук в руки» следующим поколениям. Нам полезно было бы спросить себя: насколько мы ценим этот способ передачи веры, эстафеты свидетельства от старейшин общины молодым людям, открывающимся на будущее? И тут мне вспоминается одна мысль, которую я высказывал множество раз и хотел бы сейчас повторить: как передается Вера? «Вот тебе книга, почитай ее». Нет. Так веру не передать. Вера передается на языке – на том языке, на котором говорят в семье старики и внуки, родители и внуки. Вера всегда передается на языке семьи и опыта, который приобретается с годами. Поэтому так важно общение в семье –общение детей с бабушками и дедушками, у которых есть мудрость веры.

Порой я размышляю над этой странной аномалией. Катехизация христианского посвящения сегодня обильно черпает из слова Божие, передавая четкие сведения о догмах, морали и таинствах. Однако, часто недостает знаний о Церкви, которые рождаются из слушания и свидетельства реальной истории веры и жизни церковной общины от самого начала и до наших дней. С детства мы узнаем слово Божье в классах катехизации, но Церковь «узнают» с молодости молодежь в учебных аудиториях и из глобальных СМИ.

Повествование истории веры должно звучать, как Песнь Моисея, как свидетельство Евангелий и Деяний Апостолов. Т.е. это должна быть история, способная тронуть напоминанием о Божьих благословениях и честно показывающая наши недостатки. Было бы прекрасно, если бы с самого начала, уже во время катехизации стало привычным слушать истории из жизненного опыта престарелых, ясное исповедание полученных от Бога благословений, которые нужно беречь, честное свидетельство нашей недостаточной верности, которую нужно восстановить и исправить. Престарелые входят в землю обетованную, которую Бог хочет дать каждому поколению, когда предлагают молодежи прекрасное посвящение своего свидетельства и передают историю веры, веру на языке семьи, которому юные учатся у стариков. Тогда, ведомые Господом Иисусом, старые и молодые вместе войдут в Его Царство жизни и любви. Но все вместе. Всей семьей с великим сокровищем веры, передаваемой на наречии семьи.

Источник: vatican.va











.