Добрый день, дорогие братья и сестры!
Библейское повествование на символическом языке той эпохи, в которою оно было записано, говорит нам нечто страшное: Бог настолько был рассержен все умножающимся злом людей, ставшим для них обычным делом, что пожалел о том, что создал их, и задумал уничтожить. Радикальное решение. Но на оборотной его стороне, как это ни парадоксально, можно даже увидеть милосердие: никаких больше людей, никакой истории, никакого осуждения и кары. И множество тех, кто был бы обречен пасть жертвой разложения, насилия и несправедливости, навсегда будут избавлены от этого.
Разве и с нами не случается порой такого, что, упав духом от чувства своего бессилия перед злом или от предсказаний «прорицателей несчастья», мы начинаем думать, что лучше было бы не родиться? Может быть, стоит прислушаться к новомодным теориям, которые объявляют человеческий вид эволюционным уроном для жизни на нашей планете? Все плохо? Нет.
На самом деле, на нас давят противоречивые силы, которые и выбивают нас из колеи. С одной стороны, оптимистичная вера в вечную молодость, разжигаемая небывалыми техническими достижениями и рисующая будущее, полное машин, которые превзойдут нас по эффективности и уму, вылечат все наши болезни и придумают для нас лучшие средства от смерти – мир роботов. С другой стороны, наша фантазия все больше концентрируется на картинах финальной катастрофы, которая нас уничтожит. Возможно, это будет ядерная война. И «на следующий день», если все еще будут дни и люди, нам придется начать с нуля. Все уничтожить, чтобы начать с нуля. Конечно, мне не хотелось бы умалять значение прогресса. Но, похоже, символ потопа все глубже проникает в наше подсознание. В конце концов, и нынешняя пандемия сильно повлияла на наше прежде легкомысленное представление о том, что важно для жизни и ее предназначения.
В библейском повествовании, когда речь заходит о спасении жизни на земле от разложения и потопа, Бог полагается на верность старейшего из всех – «праведного» Ноя. Интересно, старость спасет мир? В каком смысле? И как спасет мир старость? С какими перспективами? Жизнь после смерти или просто выживание до потопа?
Слова Иисуса о «днях Ноя» помогает нам постичь смысл этого библейского отрывка, который мы услышали. Говоря о последних временах, Господь напоминает: «Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лк 17, 26-27). Но ведь есть и пить, жениться и выходить замуж – это самые что ни на есть нормальные вещи, которые вроде и нельзя назвать примерами разложения. Где оно? В чем состояло? На самом деле, Иисус обращает внимание на факт, что люди, замыкаясь в желании просто радоваться жизни, перестают даже замечать разложение, которое унижает их достоинство и отравляет ум. А когда не замечают разложения, оно становится чем-то нормальным: у всего есть своя цена, у всего! Все покупается и продается: мнения, акты справедливости… В мире коммерции, в мире множества занятий это обычное явление. И люди легкомысленно воспринимают даже разложение, как будто оно стало нормальной составляющей благополучия человека. Когда нам нужно что-то, а дело идет медленно, процесс затягивается, часто можно услышать: «Заплати, и я ускорю». Очень часто. «Дай мне что-то, и я сделаю для тебя больше». Нам всем это знакомо. Мир разложения уже кажется нормальной частью человеческой жизни; и это ужасно. Сегодня утром я беседовал с одним господином, который говорил об этой проблеме в его стране. Жизненные блага потребляются и используются без оглядки на духовное качество жизни, на среду обитания в этом общем доме. Все эксплуатируется без оглядки на страдания и унижения многих и даже на зло, отравляющее общество. Пока нормальная жизнь полна «благополучия», мы не желаем думать о том, что отнимает у нее справедливость и любовь. «У меня же все в порядке! Зачем мне думать о проблемах, войнах, человеческих страданиях, чьей-то ужасной нищете и злодеяниях? Мне хорошо, и ладно. А другие меня не волнуют». Такой подсознательный образ мысли заставляет нас жить в состоянии разложения.
Так разве разложение может стать обычным делом? Братья и сестры, к сожалению, да. Люди могут дышать воздухом разложения, как дышат кислородом. «Это же нормально; если хотите, чтобы я сделал это побыстрее, сколько мне дадите?» Это нормально! Это нормально, но ужасно, неправильно! Как такое вообще стало возможным? Из-за легкомыслия, которое заставляет нас думать только о себе: вот проход для разложения, в котором тонет жизнь каждого. Разложению эта глупая легкомысленность сильно помогает. Когда у человека все в порядке, и другие его не волнуют, такое легкомыслие ослабляет иммунитет, затуманивает сознание и делает нас соучастниками, пусть даже и невольными. Потому что разложение никогда не приходит одно: у человека всегда есть сообщники. И оно все распространяется и распространяется.
Старость занимает такое положение, которое как раз подходит для того, чтобы изобличить эту иллюзию нормальности одержимой наслаждением и лишенной внутреннего смысла жизни: жизнь без мыслей, без жертв, без духа, без красоты, без истины, справедливости и любви. Это и есть разложение. Мы, старики, пожилые люди, обладаем особой чуткостью к знакам внимания, мыслям и чувствам, которые делают нас людьми, и эта чуткость должна вновь стать уделом многих. Пусть это будет акт любви престарелых к новому поколению. Давайте бить тревогу и предостерегать: «Внимание, это разложение, оно ничего тебе не даст». Сегодня так необходима мудрость стариков для противостояния разложению. Новые поколения ждут от нас, стариков, от пожилых людей такого слова, которое станет пророчеством, откроет новые горизонты вне этого легкомысленного мира разложения, привычки к разложению. Божье благословение выбирает старость для такой столь человеческой и очеловечивающей харизмы. В чем смысл моей старости? Каждый из нас, стариков, может задать себе этот вопрос. Смысл в том, чтобы быть пророком, который изобличает разложение и говорит другим: «Остановись, я уже пробовал так, и ничего хорошего из этого не вышло! Просто поверь моему опыту». Мы, старики, должны пророчествовать против разложения, как это делал в свое время Ной, потому что стал единственным, кому доверился Бог. И я спрашиваю всех вас и себя самого: а мое сердце готово пророчествовать против разложения сегодня? Ужасно, когда старик не успел повзрослеть и состарился с дурными привычками молодости. Вспомним хотя бы библейский рассказ о судьях Сусанны: вот пример такой старости. А с такой старостью нельзя стать пророками для молодого поколения.
А Ной – пример плодовитой старости: не развращенной, а плодовитой. Он не проповедует, не жалуется, не обвиняет, а просто заботится о будущем оказавшегося в опасности поколения. Мы, старики, должны заботиться о молодежи, о детях, которым грозит опасность. Ной строит гостеприимный ковчег и впускает туда людей и животных. Заботясь о жизни во всех ее формах, он выполняет повеление Бога, повторяя любящий и великодушный акт творения, которым, на самом деле, и вдохновляется Божье повеление: новое благословение, новое творение (ср. Быт 8, 15-9, 17). Призвание Ноя актуально во всей времена. Этот святой патриарх все еще должен ходатайствовать за нас. И мы, женщины и мужчины определенного возраста (а то некоторые обижаются, когда их называют стариками), должны не забывать, что наша мудрость дает нам возможность сказать другим: «Осторожно, этот путь разложения ведет в никуда». Мы должны быть добрым вином и, опираясь на свою старость, учить хорошему, а не плохому.
Сегодня обращаюсь ко всем людям определенного возраста (не будут говорить, что к старикам). Будьте внимательны: на вас лежит ответственность за то, чтобы изобличать разложение, в котором живут люди, все больше увязая в релятивизме, полном релятивизме, который говорит, будто все можно. Вперед. Миру нужна, необходима крепкая молодежь, идущая вперед, и мудрые старики. Давайте просить у Господа благодати мудрости.
Источник: vatican.va
.