Добрый день, дорогие братья и сестры!
Евангелие сегодняшней литургии передает нам первую проповедь Иисуса на Его малой родине в Назарете. Итог был горьким: вместо одобрения Иисус столкнулся с непониманием и даже враждебностью (ср. Лк 4, 21-30). Его земляки хотели не столько слова истины, сколько чудес, необычайных знамений. Господь не совершает их, и они Его отвергают, потому что, как говорят, знают Его еще с детства, Он – сын Иосифа (ср. ст. 22), и т.д. Тогда Иисус произносит эту ставшую поговоркой фразу: «Никакой пророк не принимается в своем отечестве» (ст. 24).
Данные слова свидетельствуют о том, что для Иисуса неудача не стала чем-то совсем неожиданным. Он знал Своих земляков, знал их сердца, понимал, чем рискует, и допускал, что Его могут отвергнуть. Итак, мы могли бы спросить себя: если все было именно так, если Он предвидел неудачу, то зачем все же пошел в Свое селение? Зачем делать добро людям, которые не готовы тебя принять? Такими вопросами часто задаемся и мы сами. Но они помогают нам лучше постичь Бога. Он не отступает, когда мы закрываемся: не сдерживает Свою любовь. Видя нашу закрытость, Он продолжает. Некое отражение такого подхода мы видим в родителях, которые сознают неблагодарность своих детей, но не прекращают, любить их и делать им добро. Бог такой же, но на гораздо более высоком уровне. И сегодня Он также призывает нас верить в добро и ни на йоту не отступать от стремления творить добро.
Но в том происшествии в Назарете мы видим и нечто другое: враждебность в отношении Иисуса со стороны «Своих» же. И она взывает и к нам: они не готовы были принять, а мы? Чтобы убедиться в этом, посмотрим на образцы радушия, которые ставит сегодня перед глазами Своих земляков и нашими глазами Иисус. Это два иноземца: вдова из Сарепты Сидонской и Нееман Сириянин. Оба приняли пророков: первая – Илию, а второй – Елисея. Им далось это нелегко и стоило определенных жертв. Вдова приняла Илию, несмотря на то, что ей самой было нечего есть, а пророка гнали (ср. 1 Цар 17, 7-16), подвергали политическим и религиозным преследованиям. Нееман же, хотя и занимал очень высокое положение в обществе, послушался повеления пророка Елисея, которое требовало от него унизиться и окунуться семь раз в реку (ср. 4 Цар 5, 1-14), как глупому ребенку. В общем, та вдова и Нееман смогли принять благодаря открытости и смирению. Т.е., чтобы принять Бога, нужно быть всегда открытым и смиренным. Именно так проходит вера: через открытость и смирение. Вдова и Нееман не отвергли пути Бога и Его пророков, проявили послушание, не закоснели и не замкнулись.
Братья и сестры, Иисус тоже идет путем пророков: и предстает перед нами не таким, каким мы ждали. Ищущий чудес не найдет Его: если мы ищем чудес, то не найдем Иисуса. Не найдет Его и тот, кто ищет новых ощущений, особых внутренних переживаний, чего-то необычного, кто ищет веры, сложенной из силы и внешних знаков. Не найдет. Его найдет лишь тот, кто принимает Его пути и Его волю без жалоб, подозрений, критики и вытянутых лиц. Другими словами, Иисус просит тебя принять Его в обыденной реальности, в которой ты живешь, в сегодняшней Церкви, какая она есть, в том, кто каждый день рядом с тобой, в конкретике нуждающихся, в проблемах твоей семьи, в родителях, детях, бабушках и дедушках: прими Бога там. В них есть Он, Который призывает нас очиститься в реке открытости и во множестве спасительных купаниях смирения. Для встречи с Богом нужно смирение, которое позволит тебе встретиться с Ним.
А мы готовы принять или похожи на Его земляков, которые думают, что знают о Нем все? «Я изучал богословие, прошел тот курс катехизации… Я знаю все об Иисусе!» Дурачок! Перестань глупить: ты не знаешь Иисуса. Возможно, пробыв столько лет верующими, мы с нашими представлениями и суждениями возомнили, что хорошо знаем Господа. Но существует риск привыкнуть – привыкнуть к Иисусу. Как мы привыкаем? Замкнувшись, закрывшись от всего нового, что Он несет, когда стучит в твою дверь и говорит с тобой, когда хочет войти в тебя. Мы должны избавиться от зацикленности на своих позициях. Господь ждет открытости ума и простоты сердца. И, когда у человека открытый ум и простое сердце, он способен удивляться, восхищаться. Господь всегда нас удивляет, и в этом красота встречи с Иисусом. Богородица, образец смирения и открытости, да укажет нам, как принимать Иисуса.