Прежде чем поделиться некоторыми мыслями, мне хотелось бы выразить свою благодарность его высокопреподобию митрополиту Поликарпу, представителю Вселенского Патриархата, его милости Яну Эрнесту, личному представителю в Риме архиепископа Кентерберийского, равно как и присутствующим здесь представителям других христианских общин. И спасибо всем вам, братья и сестры, за то, что вы пришли сюда помолиться. Особым образом приветствую студентов Экуменического института Боссэ, старающихся познать глубину Католической Церкви, англикан из Нашотского колледжа в Соединенных Штатах Америки, православных и восточных православных, получающих стипендию Комитета по культурному сотрудничеству с Православными Церквами. Ответим на горячее желание Иисуса, Который хочет, чтобы мы были «все едино» (Ин 17, 21) и по Его благодати шли к полному единству!
На этом пути пусть нам помогут волхвы. Сегодняшним вечером присмотримся к их странствию, которое проходило в три этапа: оно началось на востоке, вело их через Иерусалим и, наконец, привело в Вифлеем.
1. Прежде всего, волхвы идут «с востока» (Мф 2, 1), увидев оттуда восходящую звезду. Они начинают свой путь на востоке, где загорается солнечный свет, но ищут больший свет. Эти мудрецы не довольствуются своими знаниями и традициями, а жаждут большего. Потому они и пускаются в рискованное странствие, подталкиваемые беспокойством богоискания. Дорогие братья и сестры, пойдем же и мы за звездой Иисуса! Не будем отвлекаться на блеск мира сего, на мерцающие, но падающие звезды. Не станем следовать за сиюминутной модой, гаснущими метеоритами, не поддадимся искушению блистать самим, замкнувшись в своей группе и в самосохранении. Да будет наш взор всегда устремлен на Христа, на небеса, на звезду Иисуса. Последуем за Ним, Его Евангелием, Его призывом к единству, не пугаясь того, что путь к полному его достижению может оказаться долгим и утомительным. Не стоит забывать, что, глядя на свет, Церковь – наша Церковь, идущая к единству – продолжает оставаться «mysterium lunae» (лат.: «тайной луны»). Давайте же стремиться и идти вместе, поддерживая друг друга, как волхвы. Предание часто изображало их в пестрых одеждах разных народов. В них мы можем увидеть отражение нашего разнообразия, различных христианских традиций и опыта, но в то же время нашего единства, рождаемого одним желанием: смотреть на небеса и идти вместе по земле. Идти.
При слове «восток» мы думаем также о христианах, которые живут в разных регионах, охваченных войной и насилием. Именно Совет ближневосточных Церквей подготовил материалы для этой молитвенной недели. Там нашим братьям и сестрам приходится переносить множество тяжких испытаний, и все же их свидетельство внушает надежду: они напоминают нам о том, что звезда Христова сияет во тьме и не заходит; что Господь сопутствует нам свыше и вдохновляет наши шаги. Вокруг Него на небесах сияют вместе без каких-либо различий по конфессиям сонмы мучеников, указывающих нам на земле верный путь – путь единства!
2. С востока волхвы приходят в Иерусалим с жаждой Бога в их сердцах и говорят: «Мы видели звезду Его и пришли поклониться Ему» (ст. 2). Но с высот небесных устремлений им приходится вернуться к суровой земной реальности: «Услышав это, – повествует Евангелие, – Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (ст. 3). В святом городе волхвы вместо того, чтобы увидеть отражение звездного света, чувствуют сопротивление темных сил мира сего. Не только Ироду мерещится угроза в новом царствовании, непохожем на испорченную мирскую власть, но и «весь Иерусалим» тревожится из-за вести, которую принесли волхвы.
И на нашем пути к единству мы можем остановиться по той же причине, что парализовала тех людей: тревога и страх. Это страх перед новым, которое рушит привычки и приобретенные гарантии, страх перед всем, что расшатывает мои устоявшиеся традиции и схемы. Но в корне всех страхов тот страх, что кроется в человеческом сердце, и от него Воскресший Господь хочет нас освободить. Пусть на нашем пути общения вновь зазвучит Его пасхальный призыв: «Не бойтесь» (Мф 28, 5. 10). Не будем бояться поставить брата над нашими страхами! Воля Господня в том, чтобы мы доверяли друг другу и вместе шли вперед вопреки всем нашим слабостям и грехам, вопреки ошибкам прошлого и нанесенным взаимно ранам.
История волхвов придает нам смелости и в этом. В Иерусалиме, месте разочарования и противодействия, именно здесь, где путь, указанный небесами, как будто натолкнулся на воздвигнутые людьми стены, им открывается дорога в Вифлеем. Не кто иной, как священники и книжники дают им подсказку, исследовав Писания (ср. Мф 2, 4). Волхвы находят Иисуса не только благодаря звезде, которая как раз исчезла на какое-то время: им понадобилось слово Божье. И мы, христиане, не можем прийти к Господу без Его живого и действенного слова (ср. Евр 4, 12). Оно было дано всему народу Божьему, чтобы мы приняли его, молились и размышляли над ним вместе со всем народом Божьим. Итак, приступим к Иисусу посредством Его слова, но приступим также и к братьям посредством слова Иисуса. И Его звезда опять взойдет над нашим странствием и даст нам радость.
3. Так было с волхвами, когда они пришли к последнему этапу – Вифлеему. Там они вошли в дом, пали ниц и воздали поклонение Младенцу (ср. Мф 2, 11). Так завершается их путешествие: они вместе в одном доме в поклонении. Таким образом, волхвы становятся прототипами учеников Иисуса, которые – разные, но единые – в конце Евангелия поклоняются Воскресшему на горе в Галилее (ср. Мф 28, 17). Т.е. они становятся пророческим знамением для нас, жаждущих Господа и странствующих вместе по дорогам этого мира, ища при помощи Священного Писания Божьих знаков в истории. Братья и сестры, и в нашем случае полное единение в одном доме может наступить лишь в поклонении Господу. Дорогие сестры и дорогие братья, решающий этап пути к полному общению требует еще более пламенной молитвы и поклонения Богу.
Но волхвы напоминают нам о том, что для поклонения нужно сделать одну вещь: сначала нужно пасть ниц. Это значит склониться вниз, отложить в сторону личные притязания, чтобы в центре остался лишь Господь. Как часто гордыня становилась истинным препятствием для нашего общения! Волхвам хватило мужества оставить дома положение и славу, чтобы сойти в убогую вифлеемскую хижину. Так они открыли «радость весьма великую» (Мф 2, 10). Склониться, оставить, стать проще: попросим в этот вечер у Бога того же мужества – мужества смирения, которое и есть единственный путь к поклонению Богу в одном доме вокруг единого алтаря.
В Вифлееме, простершись в поклонении, волхвы открывают свои сундуки и преподносят золото, ладан и смирну (ср. ст. 11). Это напоминает нам о том, что, только молясь вместе, лишь пред Богом, в Его свете мы по-настоящему осознаем, какие сокровища есть у каждого из нас. Но эти сокровища принадлежат всем, ими следует делиться и дарить другим. Потому что эти дары Дух предназначил для общего блага, для созидания и единства Его народа. Мы понимаем это, когда молимся, но также когда служим: подавая помощь нуждающимся, мы подаем Иисусу, Который отождествляет Сам Себя с нищими и изгоями (ср. Мф 25, 34-40). И Он же соединяет нас друг с другом.
Дары волхвов символизируют то, чего ждет от нас Господь. Богу должно приносить золото – самый ценный материал, так как Он на первом месте. На Него нужно смотреть, а не на нас; на Его волю, а не нашу; на его пути – не наши. Если Господь действительно на первом месте, то наши решения, в том числе и внутрицерковные, не могут более зиждиться на политических соображениях мира сего, а должны диктоваться волей Божьей. Потом ладан, напоминающий о значении молитвы, возносящейся к Богу, как благоуханный фимиам (ср. Пс 141/140/, 2). Давайте же без устали молиться друг о друге и друг с другом. Наконец, смирна, которую используют, чтобы почтить тело Иисуса, снятое с креста (ср. Ин 19, 39), служит символом заботы о страдающей плоти Господа, терзаемой в телах бедняков. Служа нуждающимся, мы вместе служим страдающему Иисусу!
Дорогие братья и сестры, последуем указаниям волхвов в нашей дороге и так же, как они, вернемся домой «иным путем» (Мф 2, 12). Да, как Савл до встречи со Христом, и мы должны изменить маршрут, курс наших привычек и поведенческих норм, чтобы найти путь, который подсказывает нам Господь: путь смирения, путь братства и поклонения. Даруй нам, Господи, отваги изменить наш курс, обратиться, следовать Твоей воле, а не нашим соображениям, вместе идти вперед к Тебе, желающему соделать Твоим Духом нас едино. Аминь.
Источник: vatican.va
.