Папа: Революция доброты, неожиданный путь к справедливости










ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Зал Павла VI,
среда, 19 января 2022 г.

Катехизическое поучение о св. Иосифе 8: св. Иосиф – любящий отец.







Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Сегодня мне хотелось бы пристальней присмотреться к образу св. Иосифа как любящего отца.

В апостольском послании «Patris corde» (8 декабря 2020 г.) у меня уже была возможность размышлять над любовью как одной из сторон личности св. Иосифа. Ведь даже если Евангелия не рассказывают подробно, как он осуществлял свое отцовство, мы можем быть уверены, что его праведность отразилась и в данном Иисусу воспитании. «Иосиф наблюдал, как Иисус рос день ото дня “в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков” (Лк 2, 52) – так гласит Евангелие. Как Господь делал это с Израилем, так теперь человек учил Его ходить, держа за руку, по-отечески прижимал Его к себе, наклонялся к Нему, чтобы дать пищу Ему (ср. Ос 11, 3-4)» («Patris corde», 2). Эта прекрасная библейская метафора иллюстрирует отношения Бога с израильским народом. И такие же отношения, наверное, были между св. Иосифом и Иисусом.

Евангелия свидетельствуют о том, что Иисус всегда использовал слово «Отец», говоря о Боге и Его любви. Во многих притчах главным героем выступает отец.[1] Среди самых известных, конечно же, притча о блудном сыне и милосердном отце из Евангелия от Луки (ср. Лк 15, 11-32). В ней, помимо опыта греха и прощения, особое внимание обращается на то, как именно это прощение достигает заблудшего человека. Текст повествует: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (ст. 20). Сын ждал наказания, справедливости, по которой ему в лучшем случае полагалось место слуги, но оказался в объятиях отца. Любовь превосходит логику мира сего. Это неожиданный способ вершить справедливость. Вот почему нам никогда нельзя забывать, что Бога не пугают наши грехи: давайте хорошенько это запомним. Бога не пугают наши грехи, потому что Он выше их: Он – Отец, Он любит, Он нежен. Бога не пугают наши грехи, ошибки и падения, но зато Его пугает наше закрытое сердце и неверие в Его любовь. Вот что причиняет Ему боль. Одной из составляющих опыта любви Божьей является огромная нежность. И приятно думать, что первым, кто дал Иисусу ощутить эту реальность, был именно Иосиф. Ведь божественное всегда открывается нам в человеческом опыте. Как-то давно (не знаю, рассказывал я об этом раньше или нет) группа молодых актеров, занимавшихся поп-музыкой, прониклась этой притчей о блудном сыне и решила поставить мюзикл на эту тему, по этой истории. И поставили хороший мюзикл. И сюжет, в конце концов, получился такой: друг слушает сына, который ушел от отца и решил вернуться домой, но боится, что папа прогонит его и накажет. И друг в этом мюзикле говорит ему: «Пошли кого-нибудь, чтобы сказать, что ты хочешь вернуться домой. И, если твой папа готов принять тебя, то пусть повесит на окно платок, чтобы ты смог его увидеть, как будешь подходить». Так и сделали. И мюзикл с песнями и танцами заканчивается в тот момент, когда сын проходит последний отрезок пути и видит дом. И, подняв глаза, он видит, что дом весь увешан белыми платками – весь. Не один платок, а три-четыре на каждом окне. Вот оно – Божье милосердие. Господа не пугает наше прошлое, наши злые поступки: Его пугает только наше закрытое сердце. У всех у нас есть то, за что придется рассчитаться. Но рассчитываться с Богом просто прекрасно, потому что едва мы начинаем говорить, Он уже нас обнимает. Любовь!

Итак, мы можем спросить себя: а мы сами испытали эту любовь и, в свою очередь, стали ее свидетелями? Ведь любовь – это, в первую очередь, не что-то эмоциональное и сентиментальное: это опыт ощущения себя любимыми и принятыми со всем нашим убожеством и ничтожеством, а значит преображенными любовью Божьей.

Бог опирается не только на наши таланты, но и на наши искупленные слабости. Поэтому, например, св. Павел говорит, что на его слабость тоже есть свои планы. Именно так он пишет коринфской общине: «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня… Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”» (2 Кор 12, 7-9). Господь не забирает все наши слабости, а помогает нам идти вперед с ним, держа нас за руку. Берет за руки наши слабости и идет рядом с нами. Вот это любовь. Опыт любви подразумевает переживание того, как сила Божья протекает именно через то, что делает нас слабее, но при условии, что мы откажемся от взгляда лукавого, который «заставляет нас отрицательно судить о нашей слабости», в то время как Святой Дух «с любовью указывает на нее» («Patris corde», 2). «Любовь – вот лучший подход к нашим слабостям» (там же). Посмотрите, с какой нежностью медсестры и медбратья прикасаются к ранам пациентов, чтобы не причинить им еще больше боли. Так и Господь с такой же нежностью касается наших ран. «Поэтому так важно встретить милосердие Божье, особенно в таинстве примирения (в личной молитве к Богу), испытав истину и любовь. Как это ни парадоксально, но и лукавый может говорить нам правду (он хоть и лжец, но способен сказать правду, чтобы обмануть нас), но лишь для того, чтобы нас осудить (а Господь говорит нам правду и берет нас за руку). Однако, мы знаем, что истина, исходящая от Бога, не осуждает, а принимает нас, объемлет, поддерживает, прощает (там же). Бог всегда прощает: хорошенько вбейте это себе в голову и в сердце. Бог всегда прощает. Мы устаем просить прощения. Но Он всегда прощает, даже самые скверные поступки.

Нам было бы полезно взглянуть на себя в свете отцовства Иосифа, в котором отражается отцовство Бога, и спросить себя: позволяем ли мы Господу любить нас со всей Его нежностью, преобразуя каждого из нас в мужчин и женщин, способных любить так же. Без этой «революции любви» (нам нужна эта революция любви!) мы рискуем стать пленниками справедливости, которая не дает легко подняться и смешивает искупление с наказанием. Поэтому сегодня мне хотелось бы отдельно вспомнить наших братьев и сестер, которые находятся в местах заключения. Справедливо, когда оступившийся расплачивается за свои ошибки, но справедливо также, когда у оступившегося есть возможность искупить свои ошибки. Не может быть осуждения без окна надежды. У любого осуждения всегда есть окно надежды. Подумаем о наших заключенных братьях и сестрах, представим себе любовь Божью к ним и помолимся о них, дабы они нашли в этом окне надежды путь к лучшей жизни.

И закончим такой молитвой:

 

Святой Иосиф, любящий отец,

научи нас ощущать любовь к нам именно в наших самых больших слабостях.

Сделай так, чтобы мы не строили никаких преград

между нашим убожеством и величием любви Божьей.

Пробуди в нас жажду приступить к таинству примирения,

чтобы обрести прощение и способность горячо любить

наших братьев и сестер в их убожестве.

Будь рядом с теми, кто оступился, и расплачивается за это;

помоги им найти вместе со справедливостью и любовь, чтобы они смогли начать все сначала.

И покажи им, что главный шанс начать сначала –

это искренне попросить прощения, чтобы почувствовать нежность Отца.

 

____________________________

 

ОБРАЩЕНИЕ

Мои мысли сейчас с жителями островов Тонга, пострадавшими в последние дни от извержения подводного вулкана, спровоцировавшего значительный материальный вред. Духом я со всеми, на кого обрушились эти испытания, и молю Бога облегчить их страдания. Призываю всех присоединиться к моей молитве об этих братьях и сестрах.

 

[1] ср. Mф 15, 13; 21, 28-30; 22, 2; Лк 15, 11-32; Ин 5, 19-23; 6, 32-40; 14, 2; 15, 1. 8.

 

 

Источник: vatican.va







.