Добрый день, дорогие братья и сестры!
Евангелисты Матфей и Марк называют Иосифа столяром или плотником. Мы слышали недавно, как жители Назарета, слушая проповедь Иисуса, спрашивали друг друга: «Не плотников ли Он сын?» (Мф 13, 55; ср. Мк 6, 3). Иисус занимался тем же ремеслом, что и отец.
Греческий термин «τέκτον», которым обозначена профессия Иосифа, переводили по-разному. Латинские Отцы Церкви передавали его как «плотник». Но нужно иметь в виду, что в Палестине во времена Иисуса древесина использовалась не только для изготовления плугов и мебели, но и при строительстве домов, у которых были деревянные оконные рамы и террасы на крышах из балок, просветы между которыми заполнялись ветками и землей.
Так что «столяр» или «плотник» было общим наименованием для мастеров по дереву и рабочих, трудившихся на строительстве. То было довольно трудное ремесло, при котором приходилось иметь дело с такими тяжелыми материалами, как дерево, камень и железо. При этом с точки зрения финансов эта профессия не приносила больших доходов, о чем свидетельствует хотя бы то, что Мария и Иосиф, посвящая Иисуса в храме, принесли в жертву лишь пару горлиц или голубей (ср. Лк 2, 24), как Закон предписывал бедным (ср. Лев 12, 8).
Итак, юный Иисус перенял от отца это ремесло. Вот почему, когда во взрослом возрасте он начал проповедовать, его изумленные земляки спрашивали друг друга: «Откуда у Него такая премудрость и силы?» (Мф 13, 54), Он шокировал их (ср. ст. 57), потому что был Сыном плотника, а говорил, как учитель Закона, и это сбивало их с толку.
Эти биографические данные об Иосифе и Иисусе напоминают мне обо всех трудящихся этого мира, особенно о занятых на тяжелом и вредном производстве в шахтах и на некоторых фабриках; обо всех, кого эксплуатируют на неофициальной работе; о жертвах ненадлежащих условий труда (в Италии в последнее время мы немало слышали о таких); о вынужденных работать детях; о тех, кто роется на свалках, чтобы найти что-то подходящее для продажи… Позволю себе еще раз повторить: неофициально трудоустроенные, занятые на тяжелом и вредном производстве в шахтах и на некоторых фабриках рабочие… Вспомним о них: о тех, кого эксплуатируют на неофициальной работе; о тех, кто зарабатывает контрабандой – тайно, без зарплаты, без ничего. А если ты не работаешь, то не можешь быть уверен в завтрашнем дне. Сегодня многие трудятся неофициально. Вспомним о жертвах несчастных случаев на работе; о вынужденных работать детях – это ужасно! Маленькие дети должны играть, а им приходится работать, как взрослым. Вспомним о тех бедных детях, которые рыщут по свалкам в поисках чего-нибудь подходящего для продажи. Все они – наши братья и сестры, зарабатывающие себе на жизнь так, что их работа попирает их достоинство! Подумаем об этом. И это происходит в сегодняшнем мире – сегодня! Но я думаю и о безработных: сколько людей стучится в ворота заводов, разных предприятий: «Вам не нужны рабочие?» – «Нет, нет, нет…». Безработица! Вспомним, сколько людей испытывает унижение от того, что не может найти работу. Они приходят домой: «Ты что-то нашел?» – «Нет, ничего… Я зашел в “Caritas” и принес хлеба». Достоинством нас наделяет не то, что мы приносим домой хлеб. Его можно взять в «Caritas»: нет, не это дает достоинство. Достоинство нам дает возможность заработать на хлеб, и если мы не обеспечиваем нашим согражданам, мужчинам и женщинам, возможность заработать на хлеб, то это социальная несправедливость в данном конкретном городе, в этой стране, на этом континенте. Власть имущие должны обеспечить каждому возможность заработать на хлеб и тем самым обрести достоинство. Труд – помазание достоинства, и это важно. Многие молодые люди, многие отцы и матери переживают трагедию безработицы, которая не позволяет им спокойно жить: они живут одним днем. И как же часто поиски работы бывают настолько драматичны, что доводят их до такой степени отчаяния, что они теряют всякую надежду и желание жить. Как все мы знаем, во время нынешней пандемии многие потеряли работу, и некоторые, раздавленные невыносимым бременем, дошли до того, что лишили себя жизни. Мне хотелось бы сегодня вспомнить каждого из них и их родных. Давайте помолчим минутку и подумаем обо всех тех мужчинах и женщинах, которых довела до отчаяния безработица.
Мало сознавать, что труд – это существенная составляющая жизни человека и процесса его освящения. Работа нужна не только для того, чтобы обеспечить себе необходимое пропитание: это также то пространство, где мы выражаем самих себя, чувствуем себя полезными, усваиваем великий урок конкретики, которая оберегает духовную жизнь от вырождения в спиритуализм. К сожалению, работа часто становится заложницей социальной несправедливости и обочиной жизни вместо того, чтобы быть средством очеловечивания. Я часто спрашиваю себя: в каком духе мы делаем свою повседневную работу? Как справляемся с усталостью? В нашем понимании от наших дел зависит только наша судьба или также судьба других? Ведь труд – это способ самовыражения нашей личности, которая по своей природе социальна. Труд – это также способ проявить свою креативность: каждый делает работу по-своему, в собственном стиле: одну работу в разных стилях.
Так прекрасно помнить, что Сам Иисус работал и научился Своему ремеслу именно у св. Иосифа. Мы должны спросить себя сегодня: что мы можем сделать, чтобы восстановить ценность труда? Какой вклад как Церковь мы можем внести, чтобы освободить его из-под власти чистой логики дохода? Как добиться того, чтобы он воспринимался как фундаментальное право и обязанность человека, который выражает и повышает свое достоинство.
Дорогие братья и сестры, в этом контексте мне хотелось бы сегодня произнести вместе с вами молитву, которую св. Павел VI вознес к св. Иосифу 1 мая 1969 г.:
О Святой Иосиф,
покровитель Церкви,
трудившийся рядом с воплощенным Словом
каждый день, чтобы заработать на хлеб насущный,
черпая в этом Слове силы жить и трудиться.
Ты познал неуверенность в завтрашнем дне,
горечь бедности, беспокойство за место работы:
озаряющий сегодня нас своим примером человека,
смиренного перед людьми,
но великого пред Богом,
защити трудящихся в их суровой повседневности,
огради их от уныния,
бессмысленного мятежа
и соблазнов гедонизма
и сохрани мир во всем мире,
потому что только мир может обеспечить развитие народов. Аминь.
Источник: vatican.va
.