ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Зал Павла VI,
среда, 4 августа 2021 г.
Добрый день, братья и сестры!
Когда речь заходит о Евангелии и миссии благовестия, Павел приходит в восторг. Он вне себя от радости и будто бы не видит ничего, помимо миссии, которую поручил ему Господь. Весь он целиком посвящен этой проповеди, и у него нет других интересов, кроме Евангелия. Вот любовь Павла, вот его интерес и ремесло: возвещать. Он дерзает даже заявить: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать» (1 Кор 1, 17). Все свое существование Павел истолковывает как призвание к евангелизации, к возвещению учения Христа, возвещению Евангелия: «Горе мне, – говорит он, – если не благовествую!» (1 Кор 9, 16). А в послании к христианам Рим он представляется просто так: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию» (Рим 1, 1). Вот его призвание. В общем, весь он проникнут сознанием того, что был «выбран», чтобы донести Евангелие до всех, и ему не остается ничего, кроме как посвятить себя со всеми своими силами этой миссии.
Так что можно понять печаль, разочарование и даже горькую иронию Апостола в отношении галатов, которые, на его взгляд, пошли в неверном направлении, двигаясь к точке невозврата: они сбились с пути. Стержень, вокруг которого вращается все – это Евангелие. Павел не имеет в виду «четыре Евангелия», которые непроизвольно приходят нам на ум. Ведь, когда он отправлял это послание, ни одно из них еще не было написано. Для него Евангелие – это то, что он проповедует, что называется «керигмой», т.е. «вестью». О чем же эта весть? О смерти и воскресении Иисуса как источнике спасения. Это Евангелие выражается четырьмя глаголами: «что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе» (1 Кор 15, 3-5). Вот весть Павла – весть, животворящая всех нас. Это Евангелие есть исполнение обетований и спасение, предложенное всем людям. Принимающий его примиряется с Богом, признается настоящим сыном и наследует жизнь вечную.
Глядя на столь великий дар, данный галатам, Апостол не может уяснить себе, почему вдруг они собираются принять другое «евангелие», возможно, более утонченное, более интеллектуальное… Другое «евангелие». Однако, следует отметить, что эти христиане еще не отказались от Евангелия, возвещенного им Павлом. Апостол знает, что они не успели пока сделать ни одного неверного шага, но настойчиво предостерегает их, очень настойчиво. Его первый довод напрямую касается того факта, что проповедь новых миссионеров, распространяющих новшества, не может быть Евангелием. Более того, эта весть искажает истинное Евангелие, так как не дает достичь свободы (ключевое слово), которая обретается вместе с верой. Галаты все еще «новички», и их замешательство понятно. Они еще не знают всей запутанности закона Моисеева, и воодушевление от принятой веры во Христа побуждает их прислушиваться к этим новым проповедникам, ошибочно полагая, что их проповедь дополняет учение Павла. А это не так.
Но Апостол не может рисковать, оставляя возможность для компромиссов в столь решающем вопросе. Евангелие одно, и это то Евангелие, которое он возвещал. Другого быть не может. Внимание! Павел не говорит, что истинное Евангелие исходит от него, потому что ему было поручено возвещать его. Нет! Этого он не говорит. Это было бы высокомерно и хвастливо. Апостол скорее заявляет, что «его» Евангелие, то же, что возвещают и другие апостолы в других местах – это единственно подлинное Евангелие, потому что оно Христово. Он пишет так: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал 1, 11). Так что понятно, почему Павел использует такие жесткие слова. Он дважды употребляет выражение «анафема», указывающее на необходимость держать подальше от общины то, что угрожает ее основам. А это новое «евангелие» угрожает основам общины. В итоге Апостол не оставляет здесь места для переговоров: тут не о чем говорить. По поводу истины Евангелия не торгуются. Либо принимаешь Евангелие таким, какое оно есть, каким было возвещено, либо принимаешь что-то другое. Но торговаться по поводу Евангелия нельзя, нельзя идти на компромисс: вера в Иисуса – не товар, а спасение, встреча и искупление. Ее не купишь по дешевке.
Описанная в начале послания ситуация может показаться парадоксальной, потому что все участвующие в ней лица как будто движутся хорошими чувствами. Галаты, слушающие новых миссионеров, думают, что, приняв обрезание, они лишний раз проявят свою преданность воле Божьей, а значит Павел будет еще более доволен ими. Враги Павла тоже вроде вдохновляются верностью традиции, унаследованной от отцов, и полагают, что подлинная вера состоит в соблюдении Закона. Этой высшей верностью они оправдывают даже инсинуации и подозрения в адрес Павла, объявленного не слишком ортодоксальным по отношению к традиции. Сам Апостол прекрасно сознает, что его миссия носит божественный характер: она была дана ему Самим Христом! А потому им движет полное воодушевление от новизны Евангелия – радикальной новизны, а не мимолетной: не бывает «модных» евангелий, Евангелие всегда новое, в нем всегда есть новизна. Его пастырское рвение побуждает его к строгости, потому что он видит большой риск, нависший над молодыми христианами. Ведь нужно же, в конце концов, выпутаться из этого лабиринта благих намерений, чтобы постичь высшую истину, которая наиболее последовательно раскрывается в Личности и проповеди Иисуса и Его откровении любви Отца. Важно уметь распознавать. Сколько раз мы видели в истории и видим по сей день, как какое-нибудь движение проповедует Евангелие как-то по-своему, порою даже с истинными, настоящими харизмами. Но затем они слишком много на себя берут и сводят все Евангелие к своему «движению». Это не Евангелие Христа, а евангелие основателя, основательницы, и оно может, несомненно, поначалу помогать, но в итоге не приносит плодов, так как лишено глубоких корней. Поэтому ясное и решительное слово Павла было спасительно для галатов, и оно спасительно для нас. Евангелие – это дар Христа нам, и Он Сам являет его, а оно дает нам жизнь.
__________________________
ОБРАЩЕНИЕ
В годовщину ужасного взрыва в ливанской столице Бейруте, повлекшего за собой смерти и разрушения, мои мысли вновь обращаются к этой возлюбленной стране, особенно к жертвам и их родным, множеству раненых и потерявших кров над головой, работу и перспективы в жизни.
1 июля, в День молитвы и размышлений, посвященных Ливану, вместе с христианскими религиозными лидерами мы, прислушиваясь к чаяниям и надеждам уставшего и разочарованного народа этой страны, просили у Бога света надежды для преодоления этого тяжелого кризиса. Сегодня я также обращаюсь к международному сообществу с просьбой конкретными делами, не только словами, но и конкретными делами помочь Ливану пройти путь «воскресения». Надеюсь, что для этого окажется полезной конференция, которую организуют Франция и ООН.
Дорогие ливанцы, мне очень хотелось бы навестить вас, и я неустанно молюсь о вас, чтобы ваша страна вновь стала примером братства и мира для всего Ближнего Востока.