ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Двор св. Дамаса,
среда, 30 июня 2021 г.
Добрый день, братья и сестры!
Мы постепенно погружаемся в Послание к Галатам. Как уже было сказано, среди этих христиан возник спор по поводу того, как жить верой. Апостол Павел начинает свое послание с напоминания о прежних отношениях, с сожаления о том, что находится далеко от них, и со слов о неизменной любви, которую он питает к каждому из них. Однако, он выражает и свое беспокойство по поводу того, чтобы Галаты шли по верному пути: это беспокойство отца, породившего эти общины в вере. Его намерение совершенно понятно: нужно заново раскрыть новизну Евангелия, которое Галаты обрели посредством его проповеди, чтобы создать подлинную идентичность, на которой можно строить свою жизнь. И это главное: заново раскрыть новизну Евангелия, которое Галаты услышали от Апостола.
Мы очень скоро понимаем, что Павел – тонкий знаток тайны Христовой. С самого начала своего послания он игнорирует низкосортную аргументацию своих недоброжелателей. Апостол «летает высоко» и показывает нам, как вести себя при возникновении конфликтов внутри общины. И лишь в самом конце послания выясняется, что корнем возникшего противостояния стал вопрос обрезания, т.е. основная иудейская традиция. Павел предпочитает идти глубже, потому что на карту поставлена сама истина Евангелия вместе с ее неотъемлемой составляющей – свободой христиан. Он не останавливается на поверхности проблем и конфликтов, как часто хочется сделать нам, чтобы поскорее найти решение, создающее иллюзию компромисса. Павел любит Иисуса и знает, что Он – не Богочеловек компромиссов. С Евангелием так не поступают, и Апостол выбрал самый трудный путь. Он пишет так: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога?» Он не пытается со всеми помириться. И продолжает: «Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал 1, 10).
Во-первых, Павел чувствует себя обязанным напомнить Галатам, что он – истинный апостол не по своим заслугам, а по призванию Божьему. Он сам рассказывает историю своего призвания и обращения, включавшую явление воскресшего Христа по пути в Дамаск (ср. Деян 9, 1-9). Интересным было бы обратить внимание на то, что он говорит о своей жизни до того события: «Я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал 1, 13-14). Павел находит в себе смелость заявить, что превзошел всех в иудаизме, будучи поистине ревностным фарисеем, «по правде законной – непорочным» (Флп 3, 6). Он дважды подчеркивает, что был защитником «отеческих преданий» и убежденным поборником закона. Такова история Павла.
С одной стороны, он упорно напоминает, что жестоко преследовал Церковь и был «хулителем и гонителем и обидчиком» (1 Тим 1, 13), не экономя при этом прилагательных: он сам характеризует себя так. С другой стороны, он подчеркивает милосердие Божье по отношению к нему, приведшее его к коренному преображению, о котором все хорошо знают. «Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял» (Гал 1, 22-23), – пишет Павел. Он обратился, преобразился, переменился сердцем. Тем самым Апостол раскрывает истину своего призвания во впечатляющем контрасте, имевшем место в его жизни: человек, преследовавший христиан за то, что они не жили по традициям и закону, был призван стать апостолом, дабы возвещать Евангелие Иисуса Христа. Но мы видим, что Павел свободен: он свободен, чтобы возвещать Евангелие, и свободен также, чтобы исповедовать свои грехи. «Я был таким» – вот истина, которая дает свободу сердца, вот свобода Божья.
Когда Павел оглядывается на свою историю, его переполняют изумление и признательность. Он как будто хочет сказать Галатам, что мог стать кем угодно, но только не апостолом. Его с детства воспитывали как безупречного блюстителя закона Моисеева, и обстоятельства сложились так, что ему пришлось бороться с учениками Христа. Но случилось нечто неожиданное: Бог по Своей благодати открыл ему, что Сын Божий умер и воскрес, чтобы Павел стал Его благовестником среди язычников (ср. Гал 1,15-6).
Как же неисповедимы пути Господни! Мы буквально осязаем это каждый день, особенно вспоминая те моменты, когда Господь призвал нас. Нам никогда нельзя забывать, когда и как Бог вошел в нашу жизнь: твердо выбить в своих сердцах и умах эту встречу с благодатью, которой Бог изменил нашу жизнь. Как часто, глядя на великие деяния Господни, мы непроизвольно спрашиваем себя: «Как Бог может использовать такого грешника, ненадежного и слабого человека, чтобы исполнить Свою волю?» Но не бывает ничего случайного, потому что все было предуготовано в Божьем замысле. Он ткет нашу историю, историю каждого из нас: Он ткет нашу историю, и, если мы с доверием сообразуемся с Его замыслом спасения, то уразумеем это. Призвание всегда предполагает миссию, к которой мы предназначены. Поэтому нам нужно серьезно готовиться к ней, зная, что Сам Бог нас посылает, Сам Бог поддерживает нас Своею благодатью. Братья и сестры, давайте руководствоваться этим сознанием: примат благодати преображает жизнь и делает ее достойной того, чтобы посвятить ее служению Евангелию. Примат благодати покрывает все грехи, преображает сердца, меняет жизни, открывает перед нами новые пути. Не будем этого забывать!