ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Библиотека Апостольского дворца,
среда, 28 апреля 2021 г.
Катехизическое поучение о молитве 31
Медитация
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы говорим о такой форме молитвы, как медитация. Для христианина «медитировать» – значит искать суть, встать перед великой страницей Откровения, чтобы попытаться сделать ее своей, полностью ее усвоить. И христианин, приняв слово Божье, не держит его запертым в себе, потому что это слово должно встретиться с «другой книгой», которую «Катехизис» именует «книгой жизнью» (ср. «Катехизис Католической Церкви», 2706). Именно это мы и пытаемся сделать каждый раз, когда медитируем над Словом.
В последние годы медитации уделяется огромное внимание. И говорят о ней не только христиане: медитативная практика присутствует почти во всех религиях мира. Но мы говорим о практиках, широко распространенных и среди тех, кому чуждо религиозное мировоззрение. Всем нам нужно медитировать, размышлять, вновь обретать самих себя – такова динамика человека. В ненасытном мире Запада люди особенно ищут медитации, потому что она служит высокой дамбой, что защищает от ежедневного стресса и всепроникающей пустоты. Отсюда все эти картинки с молодыми и взрослыми людьми, сидящими с прикрытыми глазами в концентрации и молчании… Но можно спросить себя: что они делают? Медитируют. И к этому явлению нужно относиться положительно: ведь мы созданы не для того, чтобы безостановочно бежать куда-то, у нас есть внутренняя жизнь, которую нельзя постоянно подавлять. Поэтому медитация нужна всем. Это как сделать остановку в жизни и вдохнуть воздуха.
Но здесь нужно отметить, что это слово, однажды принятое в контексте христианства, приобретает особую специфику, которую нельзя уничтожать. Медитация – необходимое человеческое измерение, но медитировать в контексте христианства значит нечто большее: это измерение, которое нельзя уничтожать. Вспомним еще раз, что великие врата, которыми идет молитва крещеного – Сам Иисус Христос. У христианина медитация идет вратами Иисуса Христа. И практика медитации также проходит по этому пути. Христианин, молясь, не стремится стать полностью прозрачным, не ищет глубинного ядра своего «я». Это позволительно, но христианин ищет другого. Молитва христианина – это, прежде всего, встреча с Иным – с Иным, но именно с большой буквы: это трансцендентная встреча с Богом. Если молитвенный опыт приносит нам внутренний мир, самообладание либо свет на пути, которым нам нужно пройти, то все эти результаты являются, так сказать, побочным действием благодати христианской молитвы, которая есть встреча с Иисусом. То есть медитировать – значит идти к встрече с Иисусом под руководством изречения или одного слова из Священного Писания.
Термин «медитация» имел разные значения на протяжении истории. Даже внутри христианства его применяют к разным типам духовного опыта. Но можно всё же выделить одну общую линию, в чём нам снова помогает «Катехизис», который говорит: «Методы медитации настолько же разнообразны, насколько различны духовные наставники… Но любой метод – это только руководство; важно двигаться вперед при содействии Духа Святого единственным путем молитвы; этот путь – Христос Иисус» (п. 2707). И здесь упоминается Попутчик, Который ведет нас – Святой Дух. Христианская медитация невозможна без Святого Духа. Это Он ведет нас к встрече со Христом. Иисус сказал нам: «Пошлю вам Святого Духа. Он научит вас и разъяснит. Он научит вас и разъяснит». И в медитации также Святой Дух – наш Наставник, ведущий нас вперед на встречу с Иисусом Христом.
Итак, есть много методов христианской медитации: одни очень простые, другие посложнее; одни сосредоточены на интеллектуальном измерении человека, другие – скорее на чувственном и эмоциональном. Это методы. Все они важны и все достойны практики, поскольку могут помочь превратить опыт веры во всеохватывающий акт человека: молится не только разум и не только чувство, а весь человек, вся цельность личности. Древние говорили, что орган молитвы – это сердце, тем самым намекая, что весь человек, начиная с его центра, сердца, вступает в отношения с Богом, а не только одна из его способностей. Поэтому всегда нужно помнить, что метод – это путь, а не самоцель: любой метод молитвы, чтобы быть христианским, должен являться частью следования за Христом, составляющего сущность нашей веры. Методы медитации – это дороги, идя по которым можно прийти к встрече с Иисусом, но если ты зациклишься на дороге и станешь смотреть только на нее, то никогда не найдешь Его. Ты обожествляешь дорогу, но она – всего лишь средство, которое должно помочь тебе прийти к Иисусу. «Катехизис» уточняет: «Медитация побуждает к работе мысль, воображение, эмоции и желания. Такая мобилизация необходима для углубления убежденности в вере, для обращения сердца и укрепления решимости следовать за Христом. Христианская молитва отдает предпочтение медитации о „тайнах Христа”» (п. 2708).
Итак, вот благодать христианской молитвы: Христос не где-то далеко, а всегда на связи с нами. Нет такой стороны Его богочеловеческой личности, которая не могла бы стать для нас пространством спасения и счастья. Каждый миг земной жизни Иисуса по благодати молитвы может стать современным нам благодаря Святому Духу – нашему Наставнику. Ведь вы знаете, что нельзя молиться, если нас не наставляет Святой Дух. Он ведет нас! И действием Святого Духа мы также стоим у реки Иордан, когда Иисус погружается в нее, чтобы принять крещение. Мы также делим трапезу на свадьбе в Кане, когда Иисус дарит на счастье молодоженам лучшее вино. То есть именно Святой Дух приобщает нас к этим тайнам жизни Христа, чтобы, созерцая Иисуса, мы обрели опыт молитвы, дабы еще полнее соединиться с Ним. И мы с изумлением присутствуем при тысячах исцелений, совершаемых Учителем. Берем Евангелие, медитируем, созерцая эти евангельские тайны, и Дух переносит нас в них. И в молитве, т.е. молясь, все мы уподобляемся очищенному прокаженному, слепому Вартимею, обретшему зрение, вышедшему из гроба Лазарю… И мы находим исцеление в молитве, как исцелился слепой Вартимей и тот другой – прокаженный… И мы тоже воскресаем, как воскрес Лазарь, потому что молитва медитации, водимая Духом Святым, позволяет нам пережить эти тайны из жизни Христа, встретиться с Ним и сказать Ему вместе со слепым: «Господи, помилуй меня! Помилуй меня». «И чего же ты хочешь?» «Видеть, вступить в этот диалог». И христианская медитация, водимая Духом, ведет нас к этому диалогу с Иисусом. Нет такой страницы Евангелия, на которой нам не нашлось бы места. Для нас, христиан, медитация – это способ встретиться с Иисусом. И именно так и только так найти себя. Ее суть не в том, чтобы сосредоточиться на себе, нет: ее суть в том, чтобы идти к Иисусу и у Него встретить самого себя – исцеленного, воскрешенного и сильного по благодати Иисуса. Встретить Иисуса, Спасителя всех, и меня самого. Причем благодаря водительству Святого Духа.