Устная молитва

 



ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

 

Библиотека Апостольского дворца,

среда, 21 апреля 2021 г.




Катехизическое поучение о молитве 30

Устная молитва

 

 

Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Молитва – это беседа с Богом, и каждое творение в каком-то смысле «беседует» с Ним. В человеческом существе молитва становится словом, призывом, пением, поэзией… Божественное Слово стало плотью, и в плоти каждого человека слово возвращается к Богу в молитве.

 

Слова – это наши творения, но это также и наши матери, в какой-то мере формирующие нас. Слова молитвы помогают нам безопасно пересекать мрачные долины, ведут нас к зеленым заливным лугам, устраивая для нас пир на глазах врага, как учит нас псалом (ср. 23[22]). Слова рождаются от чувств, но есть и процесс обратный, когда слова формируют чувства. Библия учит человека озарять всё светом слова, чтобы ничто человеческое не отторгалось и не обрезалось цензурой. Боль особенно опасна, когда спрятана, закрыта внутри нас… Скрытая внутри нас боль, не находящая себе выражения и выхода, может отравить душу: она смертельна.

 

Вот почему Святое Писание учит нас молиться порою даже дерзкими словами. Священнописатели не желают нас обманывать в том, что касается человека: они знают, что в его сердце живут и не очень созидательные чувства вплоть до ненависти. Никто не рождается святым, и когда эти дурные чувства стучат в двери наших сердец, нужно уметь их разрядить молитвой и словом Божьим. В псалмах мы находим и очень резкие выражения в адрес врагов: такие выражения духовные учители советуют относить к дьяволу и собственным грехам. Однако подобные слова – тоже часть человеческой реальности, и как таковые влились в русло святых Писаний. Они присутствуют в них, чтобы показать нам, что, если бы перед лицом насилия не было слов, которые могли бы нейтрализовать дурные чувства, чтобы перенаправить их, дабы они не навредили, то весь мир бы погрузился в них.

 

Первую молитву человек всегда творит устно. Сначала всегда движутся губы. Даже если все мы знаем, что молиться – не значит просто повторять слова, устная молитва всё же самая надежная, и произнести ее можно всегда. Чувства же, какими благородными они бы ни были, всегда неопределенные: они приходят и уходят, улетучиваются и возвращаются. Мало того, молитвенные благодати непредсказуемы: бывает, что утешений предостаточно, но в самые мрачные дни они как будто испаряются совсем. Молитва сердца таинственна и порой непонятна. А молитва губ, которую шепчут или произносят хором, всегда доступна и необходима, как ручной труд. В «Катехизисе» говорится: «Устная молитва является неотъемлемой принадлежностью христианской жизни. Иисус учит апостолов, которых привлекала молчаливая молитва их Учителя, устной молитве: „Отче наш”» (п. 2701). «Научи нас молиться», – просят ученики Иисуса, и Он учит их устной молитве: «Отче наш». И в этой молитве есть всё.

 

Все мы должны усвоить смирение некоторых стариков, которые в церкви, возможно, потому, что их слух уже не так хорош, произносят вполголоса молитвы, выученные в детстве, наполняя своим шепотом неф. Такая молитва не нарушает тишины, но зато свидетельствует об их верности долгу молитвы, который они исполняли всю свою жизнь, никогда его не нарушая. Эти творцы смиренной молитвы часто оказываются великими заступниками своих приходов: это дубы, которые год от года всё шире распростирают свои кроны, чтобы дать тень всё большему числу людей. Одному Богу известно, когда и насколько их сердца сливаются с устными молитвами: наверняка, и им приходилось проходить ночи и пустыни. Однако всегда можно верно творить устную молитву. Она, как якорь: ухватившись за его канат, можно остаться на месте, сохранить верность, что бы ни случилось.

 

Все мы должны научиться постоянству того русского паломника, о котором повествует знаменитый духовный труд. Он постиг искусство молитвы, снова и снова повторяя одно воззвание: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!» (ср. ККЦ 2616, 2667). Он повторял лишь это. Когда его жизнь озарялась благодатями, когда молитва получалась такой пламенной, что ощущалось присутствие Царства Божьего среди нас, когда его глаза преображались так, что были похожи на глаза ребенка, то так бывало только потому, что он упорно повторял простое христианское воззвание. В конце концов, оно слилось с его дыханием. Как же прекрасна эта история русского паломника: она понятна каждому. Советую вам прочесть ее: она поможет вам постичь, что значит устная молитва.

 

Итак, нельзя пренебрегать устной молитвой. Кто-нибудь скажет: «Да ну, это же для детей или для невеж. Вот я стремлюсь к умной молитве, медитации, внутренней пустоте, чтобы в нее мог прийти Бог». Пожалуйста, не впадайте в гордыню презрения к устной молитве. Это молитва простых людей, которой научил нас Иисус: «Отче наш, сущий на небесах…». Слова, которые мы произносим, берут нас за руку, в определенные моменты позволяют нам снова ощутить вкус, будят даже самые спящие сердца, возвращают забытые чувства и дают нам опыт Бога. И прежде всего, они единственные уверенно направляют к Богу те вопросы, которые Он хочет слышать. Иисус не оставил нас во мраке. Он сказал нам: «Молитесь же так!» И научил молитве «Отче наш» (ср. Мф 6, 9).


Источник: vatican.va







.