Добрый день, дорогие братья и сестры!
В это третье воскресенье Пасхи мы возвращаемся в Иерусалим, в Горницу, куда нас как бы ведут двое учеников из Эммауса, с большим волнением слушавших Иисуса на пути, а затем узнавших Его «в преломлении хлеба» (Лк 24, 35). Теперь же в Горнице воскресший Христос является посреди группы учеников и приветствует их словами: «Мир вам!» (ст. 36). Но они боятся, полагая, что «видят духа», как сказано в Евангелии (ст. 37). И тогда Иисус показывает им раны на Своем теле и говорит: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои (на раны); это Я Сам; осяжите Меня» (ст. 39). И, чтобы убедить их, он просит пищи и ест ее на их изумленных глазах (ср. ст. 41-42).
В этом рассказе есть одна деталь. Евангелие говорит, что апостолы «от радости еще не верили и дивились». Они испытывали такую радость, что не могли поверить, что все это – правда. И вторая деталь: они были поражены, потрясены: потрясены, потому что встреча с Богом всегда тебя потрясает. Это не просто энтузиазм, не просто радость: это иной опыт. И они радовались, но такой радостью, которая заставляла их думать: нет, это не может быть правдой…! Это потрясение от присутствия Бога. Не забывайте это состояние души, которое столь прекрасно.
Эта евангельская страница отмечена тремя очень конкретными глаголами, в некотором смысле отражающими нашу личную и общинную жизнь: «смотреть», «осязать» и «есть». Три действия, которые могут дать радость истинной встречи с живым Иисусом.
Смотреть. «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои», – говорит Иисус. «Смотреть» – значит не просто видеть, это нечто большее, что подразумевает также намерение и волю. Поэтому это один из глаголов любви. Мама и папа смотрят на своего ребенка, влюбленные смотрят друг на друга, хороший врач внимательно смотрит на пациента… Смотреть – вот первый шаг от равнодушия, от соблазна отвести глаза от трудностей и страданий других. Смотреть. А я просто вижу Иисуса или смотрю на Него?
Второй глагол – «осязать». Предлагая ученикам прикоснуться к Нему, чтобы убедить их, что Он – не призрак («осяжите Меня»), Иисус показывает им и нам, что отношения с Ним и с нашими братьями не могут быть «на расстоянии», нет христианства на расстоянии, нет христианства только на уровне взгляда. Любовь требует смотреть, но она требует также близости, требует контакта, общности жизнью. Добрый самаритянин не просто смотреть на того человека, умиравшего у дороги: он остановился, склонился, перевявал раны, коснулся его, погрузил на свою лошадь и отвез в гостиницу. И так же с Иисусом: любить его – значит разделить жизнь, вступить в общение с Ним.
И так мы приходим к третьему глаголу «есть», который хорошо отражает нашу человеческую природу в ее самой естественной потребности – питаться, чтобы жить. Но еда, когда мы принимаем ее вместе в кругу семьи или друзей, становится выражением также любви, выражением общности, праздника… Сколько раз в Евангелиях мы видим Иисуса, сидящего за одним столом с людьми! В том числе и после воскресения с Его учениками. В итоге дошло до того, что евхаристический пир стал символическим знамения общности христиан. Вместе вкушать Тело Христово – это центр христианской жизни.
Братья и сестры, эта евангельская страница говорит нам о том, что Иисус не призрак, а живой Человек. Приближаясь к нам, Он наполняет нас такой радостью, что мы не можем поверить в нее, и потрясает нас так, как может только присутствие Божье, потому что Иисус – живой Человек. Христианство – это не столько учение или нравственный идеал, сколько живые отношения с Ним, с воскресшим Господом: мы смотрим на Него, касаемся Его, питаемся Им и преображенные Его любовью смотрим, касаемся и питаем других, как братья и сестры. Приснодева Мария да поможет нам пережить этот опыт благодати.
Дорогие братья и сестры!
Вчера в аббатстве Казамари были причислены к сонму блаженных Симеон Кардон и пять его товарищей-мучеников – цистерцианцев из этого аббатства. В 1799 г., когда французские солдаты при отступлении из Неаполя грабили церкви и монастыри, эти кроткие ученики Христовы с героической отвагой воспротивились им, вкусив смерть ради того, чтобы защитить Евхаристию от осквернения. Их пример побуждает нас с большей ревностью хранить верность Богу, которая в силах преобразить общество и сделать его более справедливым и братским. Аплодисменты новым блаженным!
И теперь о грустном… С большим беспокойством слежу за событиями на востоке Украины, где в последние месяцы участились нарушения режима прекращения огня, и меня очень тревожит рост военной активности. Всем сердцем надеюсь, что удастся снять напряженность, и прошу сделать необходимые шаги, которые создадут почву для взаимного доверия и послужат столь необходимому и столь желанному согласию и миру. Нельзя забывать и о тяжелой гуманитарной ситуации среди местного населения. Заверяю этих людей, что я с ними, и призываю молиться о них. «Радуйся, Мария…».
Сегодня в Италии отмечается день Католического университета святейшего Сердца, который вот уже сотню лет несет неоценимое служение в деле воспитания новых поколений. Пусть он и далее исполняет свою миссию, помогая молодежи стать протагонистами полного надежд будущего. От всего сердца благословляю сотрудников, преподавателей и студентов этого университета.