ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Библиотека Апостольского дворца,
среда, 14 апреля 2021 г.
Катехизис о молитве 29
Церковь – наставница молитвы
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Церковь – это великая школа молитвы. Многие из нас выучили первые молитвы, сидя на коленях у родителей или бабушек и дедушек. Возможно, мы храним воспоминания о маме и папе, которые учили нас молиться перед сном. Именно в такие моменты внутренней концентрации родители слышат от своих детей какие-то душевные признания и могут дать им свой совет, вдохновленный Евангелием. Затем по мере взросления происходят другие встречи с другими свидетелями и учителями молитвы (ср. «Катехизис Католической Церкви», 2686-2687). Неплохо их помнить.
Жизнь прихода и любой христианской общины ознаменована литургиями и общинными молитвами. Дар, так просто полученный в детстве, нам следует воспринимать как великое, богатейшее наследие, помня, что опыт молитвы заслуживает того, чтобы его всё более и более углублять (ср. там же, 2688). Одеяние веры – не накрахмаленный костюм, вера развивается вместе с нами, не твердеет, а растет, в том числе благодаря кризисам и воскресениям. Более того, она просто не может расти без кризисов, так как кризис заставляет тебя расти: переживание кризисов – это обязательный путь роста. И дыхание веры – это молитва: мы растем постольку, поскольку учимся молиться. После определенных отрезков нашей жизни мы понимаем, что без веры мы не смогли бы их пройти, и что молитва была нашей силой. И не только личная молитва, но и молитва братьев и сестер, сопровождавшей и поддерживавшей нас общины, знакомых, тех, кого мы попросили о нас молиться.
Это одна из причин того, почему в Церкви цветут, не увядая, молитвенные сообщества и группы. Некоторые христиане даже чувствуют призвание превратить молитву в главное занятие своей жизни. В церкви есть монастыри, обители, скиты, которые служат кровом для посвященных Богу и часто становятся центрами духовного сияния. Такие сообщества молитвы излучают духовность. Небольшие оазисы, где люди вместе предаются пламенной молитве и созидают день за днем братское общение. Это жизненно важные клетки не только для церковной ткани, но и для всего общества вообще. Вспомним, например, ту роль, которую монашество сыграло в зарождении и созревании европейской цивилизации и других культур. Общинная молитва и работа толкают мир вперед. Это его двигатель.
Всё в Церкви рождается молитвой, и всё растет благодаря молитве. Недруг, лукавый, желая бороться с Церковью, в первую очередь, пытается иссушить ее источники, мешая ей молиться. Мы можем убедиться в этом на примере определенных групп, которые объединяют свои силы для продвижения церковных реформ, перемен в жизни Церкви… Все эти организации, СМИ, несущие информацию всем… Но молитвы не видно, они не молятся. «Мы должны поменять то-то и то-то, должны принять такое-то решение, немного жесткое…». Интересное предложение, интересное, но почему одни дискуссии, все эти декларации в СМИ? А где молитва? Ведь именно она открывает двери Святому Духу, вдохновляющему движение вперед. Перемены в Церкви без молитвы – это не перемены для всей Церкви, а лишь для отдельных групп. А недруг, как я уже сказал, желая бороться с Церковью, в первую очередь, пытается иссушить ее источники, мешая ей молиться и подбрасывая другие предложения. Если молитва замолкает, то какое-то время кажется, будто всё может двигаться, как всегда, но это только по инерции, так как уже скоро Церковь осознает, что превратилась в пустую оболочку, потеряла несущую ось и оторвалась от источника тепла и любви.
У святых женщин и мужчин жизнь не легче, чем у других, и им приходится решать свои проблемы, да к тому же часто сталкиваться с противостоянием окружающих. Но их сила – молитва, которую они всегда черпают из неисчерпаемого «колодца» матери Церкви. Молитвой они подпитывают пламя своей веры, как лампаду маслом. Так они идут вперед, странствуя с верой и надеждой. Святые, которые часто мало значат в глазах мира сего, на самом деле, поддерживают его не орудиями денег и власти, средств массовой информации и т.д., но оружием молитвы.
В Евангелии от Луки Иисус задает драматический вопрос, который каждый раз заставляет нас задуматься: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк 18, 8). Или же Он найдет только организации, такую группу «подрядчиков веры», хорошо организованных, занимающихся благотворительностью и еще многим чем другим… Найдет ли Он веру? «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Этим вопросом оканчивается притча, в которой говорится о необходимости молиться терпеливо и неутомимо (ср. Лк 18, 1-8). Так что мы можем сделать вывод, что лампада веры всегда будет гореть на земле, пока останется масло молитвы. Светильник истинной веры Церкви всегда будет гореть на земле, пока останется масло молитвы. Именно она движет вперед веру и нашу убогую жизнь: она хрупка и грешна, но молитва уверенно движет ее вперед. И мы, христиане, должны задавать себе такой вопрос: а я молюсь? Мы молимся? Как я молюсь? Как попугай, или от сердца? Как я молюсь? Молюсь ли я с уверенностью в том, что я в Церкви и молюсь вместе с ней, или же моя молитва чуточку зависит от моих представлений, которые я и делаю своей молитвой? Это языческая, а не христианская молитва. Повторюсь: можно сделать вывод, что лампада веры всегда будет гореть на земле, пока останется масло молитвы.
Такова сущностная задача Церкви: молиться и воспитывать в молитве. Из поколения в поколение передать светильник веры с маслом молитвы. Светильник веры озаряет, устраивает всё в соответствии с их сутью, но он может гореть и впредь только благодаря маслу молитвы. В противном случае он погаснет. Без огня этой лампады мы не сможем разглядеть путь евангелизации и даже не сможем разглядеть путь правильной веры. Мы не увидим лица братьев, к которым следует идти, чтобы служить им, не сможем осветить помещение, где встречается община… Без веры всё рушится, а без молитвы вера гаснет. Вера и молитва неотделимы друг от друга. Другого пути нет. Поэтому Церковь, которая служит домом и школой общения, служит домом и школой веры и молитвы.
Источник: vatican.va
.