Молиться в общении со святыми








ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Библиотека Апостольского дворца,
среда, 7 апреля 2021 г.
Катехизическое поучение о молитве 28:
Молиться в общении со святыми









Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Сегодня мне хотелось бы остановиться на связи между молитвой и общением святых. Ведь молясь, мы никогда не делаем это в одиночестве: пусть даже неосознанно мы погружаемся в величественную реку прошений, которые предшествовали нам и будут звучать после нас.

В молитвах, которые мы находим в Библии и которые часто звучат на литургии, запечатлелись древние истории, чудесные избавления, депортации и горестные изгнания, волнительные возвращения, прославлениями за чудеса творения… И эти воззвания передаются из поколения в поколение в непрерывном переплетении личного опыта, опыта народа и всего человечества, к которому мы принадлежим. Нельзя оторваться от собственной истории, от истории своего народа: во всех наших привычках мы носим это наследие, в том числе и в молитве. В молитве хвалы, особенно той, что расцветает в сердцах малых и смиренных, эхом отдается песнь «Magnificat», которую Мария воспела Богу перед своей родственницей Елизаветой, или возглас старца Симеона, который, взяв на руки Младенца Иисуса, произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» (Лк 2, 29).

Хорошие молитвы становятся «вирусными», распространяются все более и более посредством «соцсетей» или без них: через больничные палаты, праздничные встречи и те собрания, на которых страдают в тишине… Боль каждого – это общая боль, и счастье одного переливается в души других. Боль и счастье – составные части одной истории: это истории, которые становятся историями жизни. История оживает: ее пересказывают своими словами, но опыт тот же.

Молитвы всегда рождаются снова: каждый раз, складывая руки и открывая сердце Богу, мы оказываемся в обществе безымянных и признанных святых, которые молятся вместе с нами и ходатайствуют за нас, как старшие братья и сестры, прошедшие тот же человеческий путь. В церкви нет плача, который остался бы одиночным, нет слез, которые были бы забыты, потому что все сопричастно общей благодати, которой дышит. Не случайно при древних церквях погребения устраивали прямо в саду вокруг священного здания, как бы говоря, что в каждой Евхаристии участвует сонм тех, кто был до нас. Среди них наши родители, бабушки и дедушки, крестные, есть катехизаторы и прочие воспитатели… Вера преподанная и переданная, которую мы приняли: с верой мы переняли и способ молиться, саму молитву.

Святые по-прежнему здесь, рядом с нами, и их изображения в церквях напоминают об этом «облаке свидетелей», что постоянно окружают нас (ср. Евр 12, 1). В начале мы слышали чтение из Послания к Евреям. Мы не поклоняемся этим свидетелям: было бы ошибкой думать, что мы поклоняемся святым. Но мы чтим их, а они тысячами разных способов отсылают нас к Иисусу Христу – единственному Господу и Посреднику между Богом и человеком. Святой, не отсылающий тебя к Иисусу Христу – не святой и даже не христианин. Святой напоминает тебе об Иисусе Христе, потому что он прошел свой жизненный путь как христианин. Святые напоминают нам, что и в нашей жизни, пусть тусклой и отмеченной грехом, может расцвести святость. Из Евангелий мы знаем, что первый «канонизированный» святой был разбойником, и его «канонизировал» не Папа, а Сам Иисус. Святость – это жизненный путь, встреча с Иисусом: длинная или короткая, возможно, продлившаяся всего одно мгновение, но это всегда свидетельство. Святость – это свидетельство мужчины или женщины, которые встретились с Иисусом и последовали за Ним. Никогда не поздно обратиться к Господу, Который благ и велик в Своей любви (ср. Пс 102, 8).

«Катехизис» поясняет, что святые «созерцают Бога, славят Его и не перестают заботиться о тех, кто остался на земле… Их ходатайство – это их высочайшее служение замыслу Божию. Мы можем и должны молить их ходатайствовать о нас и обо всем мире» (ККЦ, 2683). Во Христе существует таинственная солидарность между теми, кто перешел в иную жизнь, и нами, странствующими в этой жизни: наши умершие близкие с небес продолжают заботиться о нас. Они молятся о нас, а мы молимся о них и вместе с ними.

Эту молитвенную связь между нами и святыми, т.е. между нами и людьми, уже достигшими полноты жизни, эту молитвенную связь мы испытываем уже здесь, в своей земной жизни: мы молимся друг о друге, просим и возносим молитвы… Главный способ молиться о ком-то – это говорить с Богом о нем или о ней. Если мы часто, ежедневно делаем это, то наше сердце не закрывается, остается открытым для братьев. Молитва о других – главное проявление любви к ним, которое подталкивает нас к конкретной близости с ними. Даже когда случаются конфликты, один из способов разрешить их, смягчить – это молиться о том человеке, с которым конфликтуешь. И что-то меняется с молитвой. В первую очередь, мое сердце, мой подход. Господь меняет его, чтобы сделать возможной новую встречу и не позволить конфликту вылиться в бесконечную войну.

Лучший способ справиться с неприятностями – это попросить братьев, прежде всего, святых молиться о нас. Имя, данное нам при крещении – не просто этикетка или украшение! Обычно это имя Приснодевы, какого-нибудь святого или святой, которые не желают ничего иного, кроме как «протянуть нам руку» в нашей жизни – протянуть нам руку, испросив у Бога благодать, в которой мы наиболее нуждаемся. Если испытания в нашей жизни еще не переполнили чаши, если мы все еще способны на стойкость, если, несмотря на все, мы с упованием идем вперед, то все это, наверняка, не только наша заслуга, и мы обязаны этим заступничеству множества святых, из которых одни уже на небесах, а другие странствуют, как и мы, по земле, оберегая и сопровождая нас. Ведь все мы знаем, что и здесь, на земле, есть святые люди, святые мужчины и женщины, живущие в святости. Они не знают этого, и мы не знаем, но есть святые, святые повседневности, тайные святые или, как я люблю говорить, «святые за соседней дверью»: те, что живут рядом с нами, работают вместе с нами и ведут святую жизнь.

Итак, да будет благословен Иисус Христос, единственный Спаситель мира, вместе с этим великим цветником святых, которые населяют землю и превращают свою жизнь в хвалу Богу. Потому что, как говорил св. Василий, «для Духа святой – особенно удобная обитель, ибо он дарует себя, чтобы жить с Богом, и именуется Его храмом» («Книга о Духе Святом», 26, 62, в: PG 32, 184a; ср. ККЦ, 2684).

 


 

ОБРАЩЕНИЯ

Хотел бы заверить, что помню в молитве о жертвах наводнений, поразивших в последние дни Индонезию и Восточный Тимор. Да примет Господь усопших, да утешит их родных и да поддержит лишившихся крова.

Вчера отмечался Международный день спорта во имя развития и мира, объявленный Организацией объединенных наций. Надеюсь, что он сможет вернуть спорту характер командного события, которое способствовало бы солидарному диалогу между различными культурами и народами.

Поэтому я с радостью призываю «Атлетику Ватикана» продолжать распространять культуру братства в сфере спорта, уделяя пристальное внимание слабейшим и будучи тем самым свидетелями мира.