Молитва и Троица – 1часть





ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

 

Библиотека Апостольского дворца,

среда, 3 марта 2021 г.

 

 

Катехизическое поучение о молитве 25

1.     Молитва и Троица

 

 



Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

На нашем пути катехизации на тему молитвы сегодня и на следующей неделе мы посмотрим, как благодаря Иисусу Христу молитва открывает нас Троице: Отцу, Сыну и Духу – безбрежному божественному океану Любви. Именно Иисус открыл нам небо и дал тебе отношения с Богом. Он сделал это: сделал для нас возможными эти отношения с триединым Богом – Отцом, Сыном и Святым Духом. Об этом говорит апостол Иоанн, когда завершает пролог к своему Евангелию словами: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (1, 18). Иисус явил нам Личность – Личность Бога Отца, Сына и Святого Духа. Мы действительно не знали, как нужно молиться: какие слова, какие чувства и языки будут угодны Богу. В той просьбе, с которой ученики обратились к Учителю и которую мы часто вспоминали в ходе этой катехизации, заключены все неясные чаяния человека, его постоянные и чаще неудачные попытки докричаться до Творца: «Господи! научи нас молиться» (Лк 11, 1).

 

Не все молитвы равнозначны и не все подобающи: сама Библия свидетельствует о дурном исходе многих отвергнутых молитв. Возможно, Богу порой бывают неугодны наши молитвы, а мы даже этого не понимаем. Бог смотрит на руки молящихся, и чтобы они были чистыми, не нужно мыть их: скорее нужно воздержаться от злых дел. Святой Франциск говорил в своей молитве: «Nullu homo ène dignu te mentovare», т.е.: «Никто из человеков не достоин именовать Тебя» («Песнь о брате солнце» – перевод с поздней латыни С. Аверинцева).

 

Но, пожалуй, самое проникновенное признание убогости нашей молитвы прозвучало из уст того римского центуриона, который однажды попросил Иисуса исцелить его больного раба (ср. Мф 8, 5-13). Ему казалось, что он совершенно не заслуживает внимания Господа, так как не был евреем, да к тому же еще служил в армии ненавистных оккупантов. Но тревога за раба заставила его посметь сказать: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (ст. 8). Ту же фразу повторяем и мы на каждой евхаристической литургии. Говорить с Богом – это благодать. Мы не достойны этого, не имеем права к Нему обращаться, «спотыкаемся» на каждом слове и каждой мысли… Но Иисус – это дверь, за которой для нас открывается диалог с Богом.

 

Почему Бог любит человека? Для этого нет очевидных причин, нет меры… И так же верно, что в большей части мифов мы не видим ни единого божества, которого заботили бы человеческие судьбы. Люди только раздражают и шумят, и все их беды – ничтожная суета. Вспомним слова Бога Его народу, которые приводит Второзаконие: «Подумайте, у какого еще народа боги так близки к нему, как Я к вам?». Эта близость Бога – откровение! Некоторые философы утверждают, будто Бог в состоянии думать лишь о Себе. Якобы это мы, люди, пытаемся навязаться божеству и угодить ему. Отсюда суть «религии» со всеми ее жертвами и молитвами в том, чтобы выслужиться перед немым и равнодушным Богом. Никакого диалога. Только Иисус, только откровение, данное до Иисуса Моисею, когда тому явился Бог, только Библия открыла перед нами путь диалога с Богом. Не будем забывать эти слова: ««У какого еще народа боги так близки к нему, как Я к тебе?». Именно близость Бога открывает нас на диалог с Ним.

 

Бог, любящий человека – мы никогда бы не поверили в такое, если бы не знали Иисуса. Познание Иисуса помогло нам постичь, явило это. Именно данный парадокс сокрыт в притче о милосердном отце или о пастухе, который идет искать потерявшуюся овцу (ср. Лк 15). Мы не смогли бы даже представить себе такое, а тем более понять, если бы не встретили Иисуса. Какой еще Бог был бы готов умереть за людей? Какой еще Бог всегда и терпеливо любит, не требуя любви в ответ? Какой еще Бог смирится с ужасной неблагодарностью сына, который просит заранее выделить наследство, а потом уходит из дома и разбазаривает всё (ср. Лк 15, 12-13)?

 

Именно Иисус являет сердце Бога. Он собственной жизнью рассказывает нам, до какой степени Бог является Отцом. «TamPaternemo» – нет другого такого Отца, как Он. Отцовство – это близость, сострадание и любовь. Не будем забывать эти три слова, характеризующие Бога: близость, сострадание и любовь. В них выражается Его отцовство в отношении нас. Мы с трудом и очень смутно можем представить себе любовь, которой живет Святая Троица, и ту бездну взаимного благоволения, которое связывает Отца, Сына и Святого Духа. Восточные иконы немного приоткрывают нам эту тайну, которая является истоком и радостью всей Вселенной.

 

Нам особенно тяжело поверить в то, что эта божественная любовь может дойти до того, чтобы причалить к нашему человеческому берегу: мы – предмет любви, подобной которой не найти на земле. «Катехизис» поясняет: «Святое человеческое естество Иисуса есть тот путь, через который Дух Святой учит нас молиться Богу, нашему Отцу» (п. 2664). И в этом благодать нашей веры. Воистину мы не могли бы надеяться на более высокое призвание: человеческое естество Иисуса – Бога, ставшего близким в Иисусе – открыло нам доступ к жизни самой Троицы, открыло, распахнуло эту дверь тайны любви Отца, Сына и Святого Духа.

 

____________________________________________________________________________ 





 

ОБРАЩЕНИЯ

 

 

Из Мьянмы по-прежнему приходят печальные известия о кровавых столкновениях с человеческими жертвами. Мне очень хотелось бы напомнить властям Мьянмы о том, что диалог лучше репрессий, а гармония – раздоров. Призываю также международное сообщество принять необходимые меры, чтобы насилие не удушило устремлений народа Мьянмы. Пусть молодежь этой возлюбленной земли получит надежду на будущее, в котором ненависть и несправедливость уступят место встрече и примирению. Вновь повторяю пожелание, которое уже высказывал месяц назад: пусть движение к демократии, по пути которой в последние годы идет Мьянма, возобновится в виде конкретного жеста освобождения арестованных политических лидеров (см. Выступление перед дипломатическим корпусом от 8 февраля 2021 г.).

 

 

 

* * *

 

Послезавтра, если позволит Бог, я отправляюсь в трехдневное паломничество в Ирак. Мне давно хотелось встретиться с этим народом, которому пришлось так много выстрадать, встретиться с той мученической Церковью на земле Авраама. Кроме того, вместе с другими религиозными лидерами мы сделаем еще один шаг вперед к братству всех верующих. Прошу вас поддержать меня молитвой в этой апостольской поездке, чтобы она прошла как можно лучше и принесла ожидаемые плоды. Иракский народ ждет нас. Он ждал св. Иоанна Павла II, но ему не разрешили туда ехать. Теперь нельзя их подвести во второй раз. Давайте молиться о том, чтобы эта поездка оказалась полезной.

 Источник: vatican.va













.