ПАПА ФРАНЦИСК
«АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ»
Площадь Св. Петра,
воскресенье, 21 февраля 2021 г.
Добрый день, дорогие братья и сестры!
В прошлую среду в покаянном обряде возложения пепла мы вступили на путь Великого поста. Сегодня, в первое воскресенье этого литургического времени, слово Божье подсказывает нам, как плодотворно пережить эти сорок дней, которые ведут нас к ежегодному празднованию Пасхи. По этому пути прошел Иисус, о чём лаконичным языком Марка рассказывает Евангелие, отмечая, что прежде, чем начать Свою проповедь, Господь удалился на сорок дней в пустыню, где Его искушал Сатана (см. 1, 12-15). Евангелист подчеркивает, что «Дух ведет Его в пустыню» (Мк 1, 12). Святой Дух сошел на Него сразу же после крещения, принятого от Иоанна в реке Иордан, и теперь тот же Дух побуждает Его идти в пустыню, чтобы противостоять Искусителю и бороться с дьяволом. Вся жизнь Иисуса прошла под знамением Божьего Духа, который животворит, вдохновляет и направляет Его.
Но давайте представим себе пустыню. Задумаемся на минутку над этой природной и символической средой, имеющей столь важное значение в Библии. Пустыня – это место, где Бог говорит с сердцем человека, и здесь же рождается молитвенный ответ. То есть пустыня одиночества, оторванное от других вещей и одинокое сердце в этом одиночестве открывается слову Божьему. Но это также место испытаний и искушений, где искуситель, пользуясь слабостью и потребностями человека, шепчет своим обманчивым голосом, альтернативным голосу Божьему, альтернативным голосом, подсказывающим тебе другой путь – другой путь лжи. Искуситель обольщает. И в те сорок дней, что Иисус провел в пустыне, началась «дуэль» между Иисусом и дьяволом, которая закончилась в итоге Страстями и Крестом. Всё служение Христа – это борьба с лукавым в ее множественных проявлениях: исцеления от болезней, изгнания бесов, отпущение грехов. После первого этапа, в течение которого Иисус доказывает, что говорит и действует силой Божьей, кажется, что дьявол всё же одолевает, когда отвергнутый и брошенный Сын Божий оказывается в конце концов в темнице и приговаривается к смерти. Дьявол как будто побеждает. Но на самом деле именно смерть была той последней «пустыней», которую Господь должен был пройти, чтобы нанести окончательное поражение сатане и освободить всех нас из-под его власти. Так Иисус преодолел пустыню смерти, чтобы победить в Воскресении.
Ежегодно в начале Великого поста это Евангелие об искушениях Иисуса в пустыне напоминает нам о том, что жизнь христианина, идущего по стопам Господним, – это борьба с духом зла. Оно показывает нам, что Иисус по Своей воле сразился с искусителем и победил его, и в то же время напоминает, что дьяволу дана возможность воздействовать и на нас своими искушениями. Мы должны осознавать наличие этого коварного врага, желающего нашего вечного осуждения, нашего падения, и быть готовыми противостоять ему и бороться с ним. Божья благодать гарантирует нам победу над врагом силою веры, молитвы и покаяния. Но мне хотелось бы подчеркнуть одно: во время искушений Иисус никогда не вступает в диалог с дьяволом, никогда. За всю Свою жизнь Иисус никогда не разговаривает с дьяволом, никогда. Он либо изгоняет его вон из бесноватых, либо осуждает его, либо указывает ему на его злость, но никогда не разговаривает с ним. В пустыне вроде происходит какой-то диалог, потому что дьявол делает Ему три предложения, а Иисус отвечает. Однако Иисус отвечает не собственными словами: Он отвечает словом Божьим, тремя цитатами из Писания. И все мы должны поступать так же. Придя к нам, искуситель начинает обольщать нас: «Слушай, подумай-ка об этом, сделай то…». Искушение происходит именно тогда, когда мы говорим с ним, как это сделала Ева. И если мы вступим в диалог с дьяволом, то потерпим поражение. Вбейте это себе в голову и в сердце: не бывает диалога с дьяволом, диалог с ним невозможен. Только слово Божье.
В период Великого поста Святой Дух побуждает и нас так же, как Иисуса, пойти в пустыню. Речь, как мы видели, идет не о каком-то физическом пространстве, а об экзистенциальном измерении молчания и слушания слова Божьего, «дабы свершилось в нас истинное обращение» (Вступительная молитва первого воскресенья Великого поста, год Б). Не бойтесь пустыни, посвящайте больше времени молитве и тишине, чтобы погрузиться в самих себя. Не бойтесь. Мы призваны идти по стезям Божьим, обновляя свои крещальные обеты: отречение от сатаны, всех дел его и всех его соблазнов. Враг засел в засаде – будьте осторожны. Но никогда не разговаривайте с ним. И давайте доверимся материнскому заступничеству Приснодевы Марии.
_________________________________________________________________________
После молитвы «Ангел Господень»
Дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую вас всех, римлян и паломников. Отдельно хотел бы поприветствовать верующих из Польши. Сегодня я мысленно переношусь в польское святилище в Плоцке, где девяносто лет назад Господь Иисус явил Себя св. Фаустине Ковальской, вверив ей особое послание божественного милосердия. Благодаря св. Иоанну Павлу II это послание достигло всего мира, и оно есть не что иное, как Евангелие Иисуса Христа, умершего и воскресшего, дарующего нам милосердие Отца. Откроем же Ему свои сердца, с верой повторяя: «Иисусе, уповаю на Тебя».
Приветствую молодежь и взрослых из группы Талифа-куми прихода св. Иоанна Флорентийского в Риме. Спасибо вам за то, что вы пришли сюда! И с радостью вперед с вашими добрыми замыслами.
Всем желаю прекрасного воскресенья: прекрасного, потому что светит солнце. Хорошего воскресенья! И, пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Приятного аппетита на обеде и до свидания!