Папа: Великий пост – это обратный путь к Богу











СВЯТАЯ МЕССА БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ВОЗЛОЖЕНИЯ ПЕПЛА

ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА

 

Базилика Св. Петра,

среда, 17 февраля 2021 г.

 

 

Мы вступаем на путь Великого поста. Он начинается со слов пророка Иоиля, которые указывают направление, в котором следует идти. Мы слышим призыв, звучащий из сердца Бога, Который с распростертыми объятиями и полными ностальгии глазами молит нас: «Обратитесь ко Мне всем сердцем» (Иоиль 2, 12). «Обратитесь ко Мне». Великий пост – это обратный путь к Богу. Сколько раз мы, слишком занятые или равнодушные, говорили Ему: «Господи, приду к Тебе позже, подожди немного… Сегодня я не могу, но завтра начну молиться и делать что-то для других». И так день за днем. Сейчас Бог обращается к нашему сердцу. Всю жизнь у нас какие-то дела, и всегда есть оправдания, но, братья и сестры, сегодня пришел час вернуться к Богу.

 

«Вернитесь ко Мне», – говорит Он от всего сердца. Великий Пост – это странствие, вовлекающее всю нашу жизнь, нас целиком. Это время осмыслить дороги, которыми мы идем, найти путь домой, заново открыть для себя фундаментальную связь с Богом, от Коего зависит всё. Великий пост – это не собирание цветочков, это определение того, куда направлено сердце. Вот суть Великого поста: куда направлено мое сердце? Попробуем спросить себя: куда меня ведет навигатор моей жизни – к Богу или к моему «Я»? Живу ли я для того, чтобы угодить Господу, или чтобы меня заметили, хвалили, любили, ставили на первое место и т.д.? А, может мое сердце – «танцор», который делает один шаг вперед, а потом шаг назад, чуточку любит Господа и чуточку мир, или же мое сердце крепко-накрепко коренится в Боге? Мирюсь ли я с моими притворствами или же борюсь за то, чтобы освободить сердце от двуличия и лжи, сковывающих его своими цепями?

 

Путь Великого поста – это исход: исход из рабства к свободе. Это сорок дней, которые напоминают нам о сорока годах, в течение которых народ Божий странствовал по пустыне, чтобы вернуться на историческую родину. Но как же трудно было уйти из Египта! Труднее было уйти из «Египта», который был в сердце народа Божьего – того «Египта», который они всегда носили в себе, чем уйти с египетской земли… Очень трудно уйти из Египта. На всём пути их терзало искушение поплакать о луке, повернуть назад, поддаться тоске о прошлом, поклониться идолу. То же происходит и с нами: на обратном пути к Богу нам мешают наши нездоровые привязанности, нас сдерживают соблазнительные путы пороков, якобы гарантируемая деньгами и имиджем уверенность в завтрашнем дне, парализующая позиция стонущей жертвы. Чтобы идти вперед, нужно отказаться от этих иллюзий.

 

Но давайте спросим себя: как же тогда идти путем к Богу? Нам помогут обратные пути, которые подсказывает слово Божье.

 

Глядя на блудного сына, мы понимаем, что и нам пора вернуться к Отцу. Как и тот сын, мы тоже забыли запах нашего дома, растратив драгоценное золото на всякие мелочи и оставшись с пустыми руками и недовольным сердцем. Мы пали: мы – постоянно падающие дети, мы похожи на малышей, которые пробуют ходить и падают, и каждый раз папе приходится их поднимать. Прощение Отца всегда снова ставит нас на ноги: прощение Бога, исповедь – это первый шаг на нашем обратном пути. Что касается исповеди, то советую исповедникам: будьте, как отец, не с кнутом, а с объятиями.

 

Затем нам нужно вернуться к Иисусу, поступить, как тот исцеленный прокаженный, который вернулся, чтобы поблагодарить Его. Десятеро излечились, но лишь он один был также спасен, потому что вернулся к Иисусу (ср. Лк 17, 12-19). У всех нас, у всех есть духовные болезни, и сами мы не можем вылечить их. У всех нас есть пустившие корни пороки, и сами мы не можем их искоренить. У всех нас есть страхи, которые нас парализуют, и сами мы не можем их победить. Мы должны подражать тому прокаженному, который вернулся к Иисусу и бросился к Его ногам. Нам нужно исцеление от Иисуса, нужно показать Ему наши раны и сказать: «Иисус, я здесь перед Тобой с моим грехом, с моим убожеством. Ты – тот Врач, Который может избавить меня. Исцели мое сердце».

 

И еще: слово Божье просит нас вернуться к Отцу, просит вернуться к Иисусу, но мы призваны вернуться и к Святому Духу. Пепел на голове напоминает нам о том, что мы прах и в прах возвратимся. Но в этот наш прах Бог вдохнул Духа жизни. Так что мы не можем жить, гоняясь за прахом, бегая за вещами, которые сегодня есть, а завтра исчезнут. Вернемся к Духу, жизни Подателю, вернемся к Пламени, воскрешающему наш пепел, к тому Пламени, который учит нас любить. Мы всегда будем прахом, но, как гласит один литургический гимн, возлюбленным прахом. Вернемся, чтобы молиться Святому Духу, вновь обретем пламя хвалы, сжигающее пепел жалоб и отчаяния.

 

Братья и сестры, этот наш обратный путь к Богу возможен только потому, что был проложен как Его путь к нам. Иначе он был бы невозможен. Еще до того, как мы собрались к Нему, Он снизошел к нам. Он опередил нас, вышел нам навстречу. Ради нас Он сошел ниже, чем мы могли себе вообразить: Он стал грехом, Он умер. Именно об этом напоминает нам св. Павел: «Не знавшего греха Он сделал для нас грехом» (2 Кор 5, 21: так в оригинале – прим. ред.). Чтобы не оставить нас одних и сопровождать нас на пути, Он сошел внутрь нашего греха и нашей смерти, коснулся греха, коснулся нашей смерти. Так что наш путь заключается в том, чтобы позволить Ему взять нас за руку. Отец, зовущий нас обратно, выходит из дома, чтобы нас искать; Господь, нас исцеляющий, позволил изранить Себя на кресте; Дух, побуждающий нас изменить свою жизнь, с силой и нежностью дует на наш прах.

 

И потому апостол просит: «Примиритесь с Богом» (ст. 20). «Примиритесь»: мы идем этим путем не своими собственными силами. Никто не может примириться с Богом своими силами, никто. Обращение сердца с поступками и делами, его выражающими, возможно лишь в том случае, если оно порождено первенством деяния Божьего. Чтобы вернуться к Нему, мы должны демонстрировать не наши способности и наши заслуги, а принять Его благодать. Нас спасает благодать, спасение – это чистая благодать, чистый дар. Иисус ясно говорит нам в Евангелии: праведниками нас делает не праведность, которую мы показываем людям, а искренние отношения с Отцом. Возвращение к Богу начинается тогда, когда мы признаем, что нуждаемся в Нём, нуждаемся в милосердии, нуждаемся в Его благодати. Вот верный путь – путь смирения. Я чувствую нужду или кажусь себе самодостаточным?

 

Сегодня мы преклоняем головы, чтобы ее посыпали пеплом. Под конец Великого поста мы принизимся еще больше, чтобы омыть ноги братьям. Великий пост – это смиренное сошествие внутрь нас самих и к другим. Это понимание того, что спасение – не восхождение к славе, а нисшествие к любви. Это значит стать маленькими. Чтобы не сбиться с курса на этом пути, встанем перед крестом Иисуса – безмолвным престолом Бога. Давайте ежедневно смотреть на Его раны – раны, которые Он унес с Собой на небеса и непрестанно показывает Отцу в Своей заступнической молитве. Давайте ежедневно смотреть на Его раны. В этих язвах мы узнаем нашу пустоту, наши недостатки, раны греха, удары, что причинили нам боль. И всё же именно там мы видим, что Бог не грозит нам пальцем, а распростирает руки. Его раны открыты для нас, и этими ранами мы исцелились (ср. 1 Петр 2, 25; Ис 53, 5). Поцелуем же их и поймем, что именно там, в самых болезненных жизненных язвах Бог ждет нас со Своим бесконечным милосердием. Потому что именно там, где мы более всего уязвимы, где мы больше всего стыдимся, Он идет нам навстречу. И теперь, идя нам навстречу, Он призывает нас вернуться к Нему, чтобы вновь радоваться тому, что мы любимы.


Источник: vatican.va























.