ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Библиотека Апостольского дворца,
среда, 3 февраля 2021 г.
Добрый день, дорогие братья и сестры!
В истории Церкви не раз давало знать о себе искушение внутреннего христианства, не признающего духовной значимости публичных литургических обрядов. Часто подобные тенденции претендовали на мнимое более чистое благочестие, которое якобы не зависит от внешних церемоний, воспринимаемых как бесполезное или вредное бремя. В центре критики оказалась не просто какая-то конкретная ритуальная форма или определенный способ служения, а сама литургия, литургическая форма молитвы.
Действительно, в Церкви можно найти определенные формы духовности, которые не смогли надлежаще включить в себя литургический момент. Многие верующие, прилежно участвуя в обрядах, в том числе и в воскресной Мессе, находят опору для своей веры и духовной жизни скорее в других формах культа.
В последние десятилетия произошло многое. Конституция «Sacrosanctum concilium» II Ватиканского собора отражает итог этого долгого пути. Она всесторонне и органично напоминает о значимости божественной литургии для жизни христиан, которые находят в ней объективное посредничество, которого требует тот факт, что Иисус Христос – не идея или чувство, а живая Личность, а Его Тайна – историческое событие. Молитва христиан требует конкретного посредничества: Святого Писания, таинств, литургических обрядов, общины. В христианской жизни нельзя изолироваться от сферы телесной и материальной, потому что в Иисусе Христе она стала путем спасения. Можно сказать, что мы должны молиться и телом: тело участвует в молитве.
Итак, нет христианской духовности, которая не коренилась бы в совершении святых тайн. «Катехизис» гласит: «Миссия Христа и Духа Святого, Который в таинствах Церкви возвещает, вводит в настоящее время и сообщает тайну спасения, находит свое продолжение в молящемся сердце» (п. 2655). Литургия сама по себе – не просто спонтанная молитва, а нечто намного большее: это акт, лежащий в основе всего христианского опыта, и потому молитва – это также событие, происшествие, присутствие, встреча. Это встреча со Христом. Он приходит в Святом Духе посредством сакраментальных знаков: отсюда для нас, христиан, и вытекает необходимость приступать к божественным тайнам. Осмелюсь даже сказать, что христианство без литургии – это, наверное, христианство без Христа. Без всего Христа. Даже при самых простых богослужениях, подобных тем, что некоторые христиане совершали и продолжают совершать в местах заключения или подпольно по домам во времена гонений, поистине присутствует Христос и дарит Себя Своим верным.
Литургия именно ввиду ее объективного измерения должна совершаться с рвением, чтобы изливаемая посредством обряда благодать не рассеялась, а коснулась жизни каждого. «Катехизис» прекрасно разъясняет это, говоря: «Молитва принимает литургию внутрь человека и ассимилирует ее во время ее совершения и после» (там же.). Многие христианские молитвы рождены не литургией, но все, если они христианские, предполагают литургию, т.е. сакраментальное посредничество Иисуса Христа. Каждый раз, когда мы совершаем крещение, пресуществляем хлеб и вино на Евхаристии или помазываем святым елеем тело больного, там есть Христос! Это Он действует и присутствует, как тогда, когда исцелял немощные члены больного или устанавливал на Тайной вечери Свой завет во спасение мира.
Христианская молитва усваивает сакраментальное присутствие Иисуса. То есть внешнее для нас становится частью нас: литургия выражает это даже в естественном жесте поедания. Мессу нельзя просто «слушать». Это тоже неправильное выражение: «Иду послушать Мессу». Мессу нельзя просто слушать, как каким-нибудь зрителям чего-то, что проходит, не вовлекая нас. Месса всегда совершается, и не только предстательствующим на ней священником, а всеми христианами, которые ее переживают. А центр – Христос! Все мы в многообразии даров и служений присоединяемся к Его действию, а Он, Христос – главный Герой литургии.
Когда первые христиане начинали совершать свой культ, то делали это, актуализируя жесты и слова Иисуса светом и силой Святого Духа, чтобы их жизнь, тронутая этой благодатью, стала духовным жертвоприношением Богу. Этот подход стал настоящей «революцией». Святой Павел пишет в Послании к Римлянам: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (12, 1). Жизнь должна стать культом Богу, но это невозможно без молитвы, особенно молитвы литургической. Эта мысль должна помогать всем нам по пути на Мессу: «Иду молиться в общине, иду молиться с присутствующим там Христом. Когда, например, мы идем совершать крещение, там присутствует Христос, Который крестит. «Но, отец, это ведь только идея, просто слова…». Нет, это не просто слова. Там присутствует Христос, и на литургии ты молишься со Христом, стоящим рядом.