Интервью Папы для Tg5: от пандемии до защиты жизни и слабых, еще раз о значимости единства в политике и в Церкви. Франциск говорит на важнейшие темы современности в начале нового года, призывает всех вакцинироваться и опять открыть для себя ценность веры как дара Божьего.
Заново почувствовать единство, стать ближе к страдающим, ощутить свое братство, чтобы вместе преодолеть мировой кризис, вызванный пандемией. В начале интервью для Tg5, показанного воскресным вечером 10 января, Папа Франциск вновь повторяет, что «после кризис нельзя преодолеть, не изменившись – никогда. Можно стать лучше или хуже». По мнению Папы, «нужно все пересмотреть. В жизни всегда есть великие ценности, но эти ценности должны отражаться в ее конкретике». Поэтому понтифик приводит целый ряд драматических примеров от детей, которые голодают и не могут ходить в школу, и до войн, опустошающих множество регионов планеты. «Статистика ООН здесь просто ужасающа», – подчеркивает Святой Отец и предостерегает, что, если мы будем пытаться преодолеть нынешний кризис, «не обращая внимания на это, то наша победа обратится новым поражением. И будет только хуже. Займемся хотя бы этими двумя проблемами: детьми и войнами».
Вакцинация – это этический акт
Затем Папа отвечает на вопрос журналиста Фабио Маркезе Рагоны на тему вакцинации. «Лично я, – говорит он, – полагаю, что с этической точки зрения все должны вакцинироваться. Это не вопрос выбора, а этический акт. Потому что ты рискуешь не только собственным здоровьем, не только своей жизнью, но и жизнью других». И далее Святой Отец поясняет, что в ближайшие дни начнется вакцинация в Ватикане, и он тоже «записался» на нее. «Да, это нужно, – повторяет он. – Если врачи говорят, что это может быть полезно, и нет большой опасности, то почему бы не привиться? Здесь мы видим какое-то самоубийственное отрицание, которое мне трудно объяснить». По мнению понтифика, сейчас самое время «подумать о нас и забыть на время собственное “я”, вынести его в скобки. Либо мы все спасемся этим “мы”, либо никто не спасется». Папа много говорит об этом, предлагая свои размышления на столь близкую ему тему братства. Он отмечает, что «это вызов – стать близким для других, близким к их ситуации и их проблемам, сблизиться с людьми». Враг близости – «культура равнодушия?» Да, культура «так называемого здравого наплевательства, но наплевательство не бывает здравым». Культура равнодушия разрушает, потому что отдаляет меня от других».
Настало «время для “мы”», которое позволит нам преодолеть кризис
«Равнодушие убивает нас, потому что отдаляет друг от друга, – подчеркивает Папа. – Ключевым словом в поисках путей выхода из кризиса должна стать близость». Без единства и близости, «социальная напряженность может зародиться и внутри государств». Говоря это, понтифик имеет в виду «правящий класс» в Церкви и в политике. В этот кризисный момент «ни у кого из правящего класса нет права говорить “я”… Нужно говорить “мы” и стремиться к единству перед лицом кризиса». Святой Отец настаивает на том, что в наши дни «политик, пастырь, христианин, католик, в том числе епископ и священник, который не может сказать “мы” вместо “я”, не соответствует ситуации». И добавляет, что «конфликты неизбежны в жизни, они есть, но сейчас нужно отложить их», освободить место для единства «страны, Церкви и общества».
Аборт – это вопрос скорее человеческий, чем религиозный
Папа подчеркивает, что порожденный пандемией кризис еще сильнее усугубил «культуру отбраковки» самых слабых, будь то бедные, мигранты или престарелые. Он особенно останавливается на трагедии абортов, которые отбраковывают нежелательных детей. «Проблема абортов – это проблема не религиозная, а человеческая, дорелигиозная, проблема человеческой этики», и только потом религиозности. «Это проблема, которую даже атеист должен решить в своей совести». «Правильно ли, – спрашивает понтифик, – уничтожить человеческую жизнь, чтобы решить проблему, какой бы она ни была? Правильно ли нанять киллера, чтобы решить проблему?»
Капитолийский холм: учиться у истории и сказать нет насилию
Папа не преминул высказаться и по поводу драматических событий на Капитолийском холме, имевших место 6 января. Он признался, что «был ошеломлен», так как всегда верил в дисциплину народа США и зрелость их демократии. И все же Папа отмечает, что даже в самых зрелых сообществах всегда бывают сбои, когда есть «люди, которые идут против устоев, против демократии и против общего блага». Теперь, после этого взрыва, можно «хорошо разглядеть» это явление и «подыскать лекарство». Понтифик осуждает насилие: «Нам нужно все хорошо осмыслить и понять, чтобы такое уже не повторилось, нужно учиться у истории». Такие «парарегулярные группы, плохо интегрированные в общество, рано или поздно прибегнут к актам насилия».
Вера – это дар, о котором нужно просить Господа
В заключение Папа рассказывает о том, как он сам переносит ограничения, навязанные пандемией. Признается, что чувствует себя «запертым в клетке», вспоминает о поездках, отмененных во избежание массовых собраний, и признается, что надеется посетить Ирак. В нынешних условиях он посвящает больше времени молитве, чаще пользуется телефоном и убеждается, насколько важны для него лично такие моменты, как «statio orbis» в Соборе св. Петра 27 марта прошлого года, ставшее «выражением любви ко всему народу» и «указавшее новые пути для помощи друг другу». Тем самым понтифик подводит к размышлению над верой в Господа, которая, в первую очередь, есть «дар». «Для меня, – говорит он, – вера есть дар, и ни ты, ни я, ни кто-либо другой не может обрести ее своими силами: это дар, который дает тебе Господь» и который не купить. Напомнив в связи с этим отрывок из Второзакония, Папа Франциск увещевает призывать «близость Божью», являющуюся «в вере даром, о котором мы должны просить».
В заключение интервью Папа желает, чтобы в новом 2021 г. «никого не отбраковывали, и никто не поддавался эгоизму» и чтобы единство победило распри.