Библиотека Апостольского дворца, среда, 13 января 2021 г.
Катехизическое поучение о молитве 21: Молитва прославления
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Мы продолжаем катехизацию на тему молитвы и сегодня займемся прославлением.
Отталкиваться мы будем от критического эпизода из жизни Иисуса. После первых чудес и вовлечения учеников в возвещение Царствия Божьего миссия Мессии переживает кризис. Томящийся в тюрьме Иоанн Креститель терзается сомнениями и адресует Ему следующий вопрос: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф 11, 3). Предтеча чувствует смятение, так как не знает, не ошибся ли он был в своей проповеди. На наших жизненных путях всегда бывают мрачные моменты, время духовной ночи, и Иоанн как раз переживает такое время. В селениях у озера, где Иисус явил столько чудесных знамений, ощущается враждебность (ср. Мф 11, 20-24). И именно на фоне такого разочарования Матфей сообщает о поистине поразительном факте: Иисус возносит к Отцу не вопль, а гимн ликования: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф 11, 25). Т.е. в самый разгар кризиса, среди непроглядной тьмы в душах множества людей, таких как Иоанн Креститель, Иисус благословляет Отца, Иисус прославляет Отца. Но почему?
Прежде всего, Он славит Отца за то, кем Он является: «Отцом, Господом неба и земли». Иисус радуется в Своем духе, потому что знает и чувствует, что Его Отец – Бог вселенной, и, наоборот, Господь всего сущего – Отец, «Отче мой». Этот опыт самоощущения «сыном Всевышнего» рождает прославление. Иисус чувствует Себя Сыном Всевышнего.
Кроме того, Иисус славит Отца за то, что Он предпочитает младенцев. Он убеждается в этом на опыте, когда проповедует в селениях: «разумные» и «мудрые» проявляют подозрительность и замкнутость, делают свои расчеты, а «младенцы» тем временем открываются и принимают весть. И это не может быть чем-то иным, кроме как волей Отчей, и Иисус рад этому. Мы также должны радоваться и славить Бога за то, что люди смиренные и простые принимают Евангелие. Меня радует вид этих простых людей, людей смиренных, когда они идут в паломничество, молятся, поют и славят: возможно, им многого не хватает, но смирение побуждает их славить Бога. Все будущее мира и надежда Церкви заключено в этих «младенцах»: они не мнят себя лучше других, осознают свои границы и грехи, не хотят власти над другими и считают все друг друга братьями в Боге Отце.
Итак, в тот самый момент мнимого провала, когда все обуяла тьма, Иисус молится, славя Отца. И Его молитва побуждает также нас, читателей Евангелия, иначе посмотреть на наши личные поражения, на ситуации, в которых мы не видим ясно присутствие и действие Бога, когда нам кажется, что зло одолевает, и его нельзя остановить. Иисус, настоятельно советовавший также молитву прошения, как раз в тот момент, когда у Него были причины просить разъяснений у Отца, вместо этого прославляет Его. В этом кажущемся противоречии, однако, скрыта истина.
Кому нужно прославление? Нам или Богу? Текст евхаристической литургии призывает нас молиться Богу именно так: «Ты не нуждаешься в нашей хвале, но по дару любви Твоей призываешь нас воздавать Тебе благодарение. Наши гимны благословения не добавляют величия Тебе, но низводят на нас благодать, что нас спасает» («Римский миссал», «IV Общая префация»). Прославляя, мы спасаемся.
Молитва прославления нужна нам. «Катехизис» так определяет ее: «Она приобщается блаженству чистых сердец, которые любят Бога с верою прежде, нежели увидят Его во славе» (п. 2639). Парадоксальным образом ее следует возносить не только тогда, когда жизнь наполняет нас счастьем, но, прежде всего, в трудные моменты, в мрачные времена, когда дорога заставляет нас карабкаться в гору. Это тоже время славословить, как Иисус, прославляющий Отца в темные минуты. Потому что мы познаем, что после такого восхождения, в конце этой трудной и изнуряющей стези, после этих сложных перевалов мы увидим новую панораму, более обширный горизонт. Прославлять – все равно что дышать чистым кислородом: это очищает твою душу, побуждает смотреть вдаль, не бросает тебя на произвол тяжелых моментов и мрака трудностей.
Великое учение заключено в молитве, которая не перестает звучать вот уже восемь столетий. Речь идет о «Гимне брату солнцу» или «творению», который св. Франциск сочинил под конец своей жизни. Нищий составил его не в минуту радости и благополучия, а, наоборот, среди лишений. Он был уже почти слеп и носил в своей душе тяжесть такого одиночества, которое никогда прежде не испытывал: мир не изменился с начала его проповеди, все еще оставались те, кто поддавался разобщающим раздорам, а он к тому же слышал уже поступь смерти, звучавшую все ближе. Для него это могло бы стать годиной разочарования – самого что ни на есть крайнего разочарования и осознания своего провала. Но Франциск в это прискорбное и мрачное время молится. И как же он молится? «Восхваляем Ты, мой Господи…». Молится, прославляя. Франциск славит Бога за все, за все дары творения и даже за смерть, которую смело называет «сестрой»: «сестра смерть». Такие примеры святых, христиан и Самого Иисуса, славивших Бога в трудные времена, открывают нам врата весьма великого пути к Господу и непрестанно очищают нас. Славословие всегда очищает.
Святые показывают нам, что можно прославлять всегда: и в добрые, и в злые времена, потому что Бог – верный Друг. Вот основание хвалы: Бог – верный Друг, и Его любовь никогда не угасает. Он всегда рядом с нами, всегда ждет нас. Кто-то сказал однажды: «Он – Стражник, Который всегда остается рядом с тобой и безопасно ведет тебя вперед». Так что давайте в трудные и мрачные времена найдем в себе мужество говорить: «Благословен Ты, Господи», славить Господа. Это будет очень нам полезно.