Крещением Иисус погрузился в нашу ситуацию






ПАПА ФРАНЦИСК

«АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ»

 

Библиотека Апостольского дворца,

воскресенье, 10 января 2021 г.

 

 

Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Сегодня мы празднуем Крещение Господне. Несколько дней назад мы видели Младенца Иисуса, когда к Нему пришли волхвы. А сегодня мы вновь видим Его уже взрослого на берегу Иордана. Литургия позволяет нам «перепрыгнуть» через примерно три десятка лет – три десятка лет, о которых мы знаем лишь одно: то были годы незримой жизни, которые Иисус провел в кругу семьи. Сначала несколько из них Он жил в Египте как мигрант, бежавший от преследований Ирода, а остальные – в Назарете, где учился у Иосифа ремеслу: и все эти годы в кругу семьи, слушаясь родителей, учась и работая. Поразительно, что большую часть Своего времени на земле Господь провел именно так: живя обыденной жизнью и не выделяясь. Вспомним, что, согласно Евангелиям, было лишь три года проповеди, чудес и многого другого. Три. А остальные, все остальные годы он незаметно жил в кругу семьи. Вот прекраснейший урок для нас: он раскрывает перед нами величие повседневности, значимость в очах Божьих каждого поступка и мгновения жизни, даже самого простого, даже самого невидимого.

 

И после трех десятков лет такой незримой жизни начинается публичная деятельность Иисуса. И начинается она как раз-таки с крещения в реке Иордан. Но ведь Иисус – Бог! Зачем Ему креститься? Крещение Иоанна было обрядом покаянным, знаком желания обратиться, стать лучше, просить о прощении своих грехов. Иисус не нуждался в этом. Даже Иоанн Креститель пытается Ему возражать, но Иисус настаивает. Почему? Потому что хочет быть с грешниками: ради этого Он встает в одну очередь с ними и делает то же, что и они. И Он делает это с тем же настроем, что и народ: с тем настроем, с которым люди, как сказано в одном литургическом гимне, приступали «с нагой душой и босыми ногами». С нагой душой, т.е. ничего не скрывая, грешной душой, как она есть. Так же и Иисус идет к реке и сходит в нее, чтобы погрузиться в наше состояние. Ведь крещение означает именно «погружение». В первый день Своего служения Иисус оглашает таким образом Свой «программный манифест». Он говорит нам, что не спасет нас свыше неким властным решением или проявлением силы, особенным указом, нет: Он спасает нас, идя навстречу нам и беря на Себя наши грехи. Вот как Бог побеждает мировое зло: принижаясь, взваливая бремя на Себя. И точно так же и мы можем вновь поднять других: не осуждая, не уча их, что им делать, а сближаясь с ними, сострадая, делясь любовью Божьей. Близость – вот манера поведения Бога по отношению к нам. Он Сам говорил об этом Моисею: «Подумайте: у какого еще народа его боги так близки к нему, как Я к вам?» Близость – вот манера поведения Бога по отношению к нам.

 

После такого проявления сострадания Иисуса происходит необыкновенная вещь: разверзаются небеса, и в итоге происходит откровение Троицы. Святой Дух снисходит в виде голубя (ср. Мк 1, 10), и Отец говорит Иисусу: «Ты Сын Мой возлюбленный» (Мк 11). Бог открывает Себя, когда проявляется милосердие. Не забывайте об этом: Бог открывает Себя, когда проявляется милосердие, потому что таков Его лик. Иисус становится слугой грешников и провозглашается Сыном; Он снисходит до нас, а Дух нисходит на Него. Любовь призывает любовь. Это касается и нас: в каждом жесте служения, в каждом деле милосердия, которые мы совершаем, открывает Себя Бог, обращает Свой взор на мир. Это касается и нас.

 

Но еще прежде, чем мы сделаем что-то, наша жизнь ознаменована милосердием, на нас почившим. Мы спасены даром. Спасение дается даром. Это бескорыстный жест Божьего милосердия к нам. Сакраментально это совершается в день нашего крещения, но и некрещенные тоже всегда обретают милосердие Божье, потому что Бог здесь: ждет, ждет, пока откроются врата сердец. Он приближается к нам, не побоюсь сказать, что Он ласкает нас Своим милосердием.

 

Наша Владычица, которой мы сейчас будем молиться, да поможет нам сохранить нашу самотождественность, т.е. самотождественность «обретших милосердие», лежащую в основе веры и жизни.

 

 ___________________________________________________________

 

После молитвы «Ангел Господень»

 

 

Дорогие братья и сестры!

 

Обращаю свое горячее приветствие народу Соединенных Штатов Америки, потрясенному недавней осадой Конгресса. Молюсь о погибших: пятеро лишились жизни в ходе этих драматических событий. И вновь настаиваю на том, что насилие всегда саморазрушительно. Насилием не добиться ничего – можно только много потерять. Призываю государственные власти и всех жителей страны сохранять высокое чувство собственной ответственности, чтобы успокоить души, достичь национального примирения и отстоять демократические ценности, укорененные в американском обществе. Пренепорочная Дева, покровительница Соединенных Штатов Америки, да поможет всем их жителям придерживаться культуры диалога, культуры заботы как лучшего пути совместного созидания общего блага.

 

И, наконец, сердечно приветствую всех вас, кто присоединился к нам с помощью средств массовой коммуникации. Вы знаете, что из-за пандемии сегодня я не смог праздновать Крещение в Сикстинской капелле, как обычно. Но всё же мне хотелось бы заверить в своей молитве всех детей из списка, их родителей и крестных. И в той же молитве я вспоминаю всех детей, которые получают крещение в этот период, обретая христианскую самотождественность и благодать прощения и искупления. Да благословит всех Бог!

 

А завтра, дорогие братья и сестры, по завершении рождественских праздников мы вернемся к литургии Рядового времени. Давайте же неустанно призывать свет и силу Святого Духа, дабы Он помог нам с любовью переживать обыденное, превращая его тем самым в необыкновенное. Вот любовь преображающая: обыденные дела остаются вроде бы обыденными, но, когда их совершают с любовью, они становятся необыкновенными. Если мы будем открыты и послушны Духу, Он вдохновит наши ежедневные мысли и поступки.

 

Желаю всем вам хорошего воскресенья. Пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Приятного аппетита на обеде и до свидания!



Источник: vatican.va






.