Папа: открытие любви - сила, правящая миром








ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Библиотека Апостольского дворца,
среда, 30 декабря 2020 г.
Катехизическое поучение о молитве 20:
Благодарственная молитва











Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Сегодня мне хотелось бы остановиться на благодарственной молитве. И здесь я буду отталкиваться от эпизода из повествования евангелиста Луки. Навстречу идущему по дороге Иисусу вышли десять прокаженных, которые молили: «Иисус Наставник! помилуй нас» (17, 13). Как известно, физические страдания больных проказой усугублялись социальной и религиозной изоляцией. Они превращались в изгоев. И Иисус не уклоняется от встречи с ними. Он то и дело переступает границы, установленные законами, и прикасается к больным, чего нельзя было делать, обнимает их и исцеляет. Но в этом случае контакта нет. Иисус лишь издали велит им пойти к священникам (ст. 14), которых закон уполномочивал удостоверить наступившее исцеление. Больше Иисус ничего не говорит. Он внял их молитве, внял их воплю о милосердии и тотчас отправил к священникам.

Те десятеро верят Его словам и не стоят в ожидании момента исцеления, нет: они верят, а потому сразу же идут, и по дороге все десять исцеляются. Так что священники могли подтвердить исцеление и вернуть их к нормальной жизни. Но вот что здесь самое важное: из всей этой группы только один, прежде чем пойти к священникам, вернулся, чтобы поблагодарить Иисуса и воздать хвалу Богу за обретенную благодать. Только один, а остальные девять продолжили свой путь. И Иисус подмечает, что этот единственный вернувшийся был самаритянином – своего рода «еретиком» для иудеев тех времен. И Господь вопрошает: «Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (17, 18). Трогательный рассказ!

Это повествование, можно сказать, делит мир надвое: на неблагодарных и благодарных; на принимающих все, как должное, и принимающих все как дар, как благодать. «Катехизис» говорит: «Любое событие и любая нужда могут стать предметом молитвенного прошения и даром благодарения» (п. 2638). Благодарственная молитва всегда начинается с этого: с признания того, что нас предваряет благодать. Кто-то думал о нас прежде, чем мы научились думать; любил нас прежде, чем мы научились любить; желал нас прежде, чем в нашем сердце зародилось желание. Если мы так смотрим на жизнь, то «спасибо» становится ведущей мыслью нашей повседневности. Ведь мы так часто забываем сказать «спасибо».

У нас, христиан, выражение благодарности дало название важнейшему Таинству – Евхаристии. Ведь это греческое слово означает именно благодарение. Христиане, как и все прочие верующие, благословляют Бога за дар жизни. Жить – значит, прежде всего, получить жизнь. Все мы рождаемся потому, что кто-то пожелал, чтобы мы жили. И это лишь первый из той длинной череды долгов, которые мы накапливаем за всю жизнь. Долги благодарности. За все дни нашей жизни нам не раз приходилось ловить на себе чей-то чистый и бескорыстный взгляд. Вероятно, это были воспитатели, катехизаторы, люди, принявшие участие в нас в большей мере, чем этого требовал их долг. И они заронили в нас благодарность. Дружба – это тоже дар, за который всегда нужно благодарить.

Это «спасибо», которое мы должны повторять постоянно, эта благодарность, которую христианин разделяет со всеми, разгорается при встрече с Иисусом. Евангелия рассказывают, что само появление Иисуса часто пробуждало в тех, кто Его видел, радость и хвалу Богу. Повествования о Рождестве наполнены молитвами сердец, восторженных пришествием Спасителя. И мы тоже призваны к участию в этом безмерном ликовании. О том же говорит и эпизод с десятью исцеленными прокаженными. Естественно, все они были счастливы вновь обрести здоровье и выйти тем самым из того бесконечного принудительного карантина, исключавшего их из общества. Но один из них к своей радости прибавляет еще радость: помимо исцеления он радуется встрече с Иисусом. Он не только избавился от недуга, но и обрел теперь уверенность в том, что он любим. И в этом суть: благодаря, ты тем самым выражаешь уверенность в том, что тебя любят. И это большой шаг: быть уверенным в том, что тебя любят. Тогда ты открываешь вдруг любовь как силу, что правит миром. Как сказал бы Данте, «любовь, что движет солнце и светила» («Рай», XXXIII, 145). Мы более не заблудшие странники, что бродят тут и там. Нет. У нас есть дом, мы живем во Христе и из этого «жилища» созерцаем весь остальной мир, который теперь кажется нам бесконечно прекраснее. Мы – дети любви, братья любви. Мы – благодатные мужчины и женщины.

Итак, братья и сестры, давайте стараться всегда пребывать в радости встречи с Иисусом. Давайте лелеять радость. Иначе бес, обманув нас каким-нибудь искушением, навсегда оставит нас в печали и одиночестве. Если мы пребываем во Христе, то никакой грех и никакая опасность никогда не смогут помешать нам с радостью продолжать свой путь вместе со множеством попутчиков.

И, в первую очередь, давайте не прекращать благодарить: если мы – носители благодарности, то и мир становится лучше: пусть только чуточку, но и этого достаточно, чтобы вселить в него немножечко надежды. Миру нужна надежда, и своей благодарностью, своей готовностью благодарить, мы даем ему капельку надежду. Все едино, все взаимосвязано, и каждый может делать свое там, где он находится. Путь к счастью описал в конце одного из своих посланий св. Павел: «Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте» (1 Фес 5, 17-19). Не угашайте Духа – вот прекрасная программа жизни! Не угашать Духа, обитающего внутри нас – значит также благодарить.

Источник: vatican.va














.