Папа: не забудем в это Рождество одиноких, больных и нуждающихся людей










ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Библиотека Апостольского дворца,
среда, 23 декабря 2020 г.


Катехизическое поучение на Рождество








Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

В этом катехизическом поучении в преддверии Рождества мне хотелось бы предложить Вам кое-какую пищу для размышлений в ходе подготовки к празднованию Рождества. В ночной литургии вновь прозвучит ангельское воззвание к пастухам: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2, 10-12).

Давайте и мы по примеру пастухов духовно направимся в Вифлеем, где Мария родила Младенца в хлеву, «потому что, – как поясняет все тот же св. Лука, – не было им места в гостинице» (2, 7). Рождество стало всеобщим праздником, и даже неверующие ощущают очарование этого дня. Но христианин осознает, что Рождество – это решающее событие, зажженный Богом в этом мире огонь неугасимый, который не перепутать с какими-то вещами эфемерными. Важно, чтобы этот праздник не сводился к сентиментальной и потребительской вечеринке. В прошлое воскресенье я уже обращал внимание на это, отметив, что потребительство похитило у нас Рождество. Нет, Рождество не должно сводиться к сентиментальной или потребительской вечеринке, изобилующей подарками и пожеланиями, но обделенной христианской верой и даже простой человечностью. Так что нужно обуздать это мирское восприятие, неспособное уловить лучезарное ядро нашей веры, которое такова: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1, 14). И именно в этом и состоит суть Рождества: такова истина Рождества, и другой нет.

Рождество побуждает нас задуматься, с одной стороны, над драматической историей, в ходе которой люди, раненные грехом, постоянно ищут истины, ищут милосердия, ищут искупления, а, с другой стороны, над благостью Бога, вышедшего нам навстречу, чтобы донести до нас спасительную Истину и сделать нас сопричастниками дружбы с Ним и Его жизни. И это дар благодати: это чистая, незаслуженная нами благодать. Один Святой Отец сказал как-то: «Гляньте с той стороны, и с этой, и с другой: поищите заслуги и не найдете ничего, кроме благодати». Все есть благодать, все – дар благодати. И этот дар благодати мы обретаем благодаря простоте и человечности Рождества, и она может изгнать из наших сердец и умов тот пессимизм, что сегодня еще более распространился из-за пандемии. Мы можем преодолеть это тревожное чувство растерянности, не поддаваясь поражениям и неудачам, вновь обретя сознание того, что этот скромный и бедный Младенец, спрятанный и беззащитный – это Сам Бог, ставший ради нас человеком. II Ватиканский собор в знаменитом отрывке конституции о Церкви в современном мире говорит нам, что это событие касается каждого из нас: «Он, Сын Божий, через Свое воплощение некоторым образом соединился с каждым человеком. Человеческими Своими руками Он трудился, человеческим разумом Он мыслил, человеческой волей действовал, человеческим сердцем любил. Рожденный от Девы Марии, Он поистине стал одним из нас, уподобившись нам во всем, кроме греха» (Пастырская конституция «Gaudium et spes», 22). Но ведь Иисус родился два тысячелетия назад! Неужели, это касается меня? Да, это касается тебя и меня, каждого из нас. Иисус – один из нас: Бог в Иисусе – это один из нас.

Эта реальность дает нам столько радости и мужества. Бог не наблюдал за нами сверху и издалека, не прошел мимо, не побрезговал нашим убожеством, не облекся в мнимое тело, а всецело взял на себя всю нашу природу и все наше человеческое естество. Ничем не погнушался, кроме греха: вот единственное, чего у Него нет. Все человеческое в нем. Он принял все, что мы есть и как мы есть. Это существенно для понимания христианской веры. Св. Августин, оглядываясь на свой путь обращения, пишет в своей «Исповеди»: «Не было во мне еще столько смирения, чтобы обладать Богом моим, смиренным Иисусом, и еще не знал я назиданий Его немощи» («Исповедь» VII, 8). И в чем же немощь Иисуса? Его «немощь» – это «назидание»! Потому что являет нам любовь Божью. Рождество – это праздник воплощенной Любви: любви, рожденной ради нас в Иисусе Христе. Он – свет человеков, сияющий во мраке и придающий смысл жизни человека и всей истории в целом.

Дорогие братья и сестры, пусть эти краткие размышления помогут нам как можно сознательнее праздновать Рождество. Но есть и еще один способ подготовки к нему, о котором хотел бы напомнить и вам, и себе самому, и этот способ доступен каждому: немного в молчании поразмышлять перед яслями. Вертеп – это катехизический рассказ о событии, произошедшем в конкретном году и в конкретный день, о котором мы слышали в Евангелии. Поэтому в прошлом году я написал послание, которое неплохо было бы еще раз перечитать. Оно называется «Admirabile signum», т.е. «Чудесное знамение». Учась у св. Франциска Ассизского, мы можем немного вернуться в детство, остановившись, чтобы полюбоваться сценой Рождества и возродить в себе изумление тому «чудесному» способу, которым Бог пожелал прийти в этот мир. Попросим благодати изумления: этой тайне, этой столь нежной, красивой и такой близкой нашим сердцам реальности. Господь да даст нам благодать изумления, чтобы мы встретили Его, приблизились к Нему, приблизились к самим себе. Это возродит в нас любовь. Как-то я разговаривал с учеными об искусственном разуме и роботах ... Есть такие роботы, которых можно запрограммировать на все и вся, и это направление развивается. И тогда я спросил их: «А есть ли что-то, чего роботы не смогут никогда?» Они думали, делали свои предположения, но в итоге все сошлись в одном: любить. Этого роботы не могут. И это то, что Бог приносит нам сегодня: тот удивительный путь, которым Он пожелал прийти в этот мир и который возрождает в нас любовь – человеческую любовь, которая близка к любви Божьей. И сегодня перед лицом стольких страданий мы так нуждаемся в любви, нуждаемся в человеческой нежности! Если пандемия вынудила нас отдалиться друг от друга, то Иисус в яслях указывает нам путь любви, чтобы мы стали ближе, чтобы были людьми. Пойдем же по этому пути. Счастливого Рождества!

Источник: vatican.va













.