ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Зал Павла VI,
среда, 28 октября 2020 г.
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Сегодня на этой аудиенции, как и на предыдущих, я останусь здесь. Мне так хотелось бы спуститься и поприветствовать каждого, но мы должны сохранять дистанцию. Ведь, если я спущусь, сразу начнется столпотворение, чтобы поздороваться со мной, а это будет против медицинских правил и профилактических мер, которые мы должны соблюдать перед лицом этой «дамы», которая зовется Covid и приносит нам столько неприятностей. Так что извините меня за то, что я не спущусь, чтобы приветствовать вас: приветствую вас отсюда, но вы все у меня в сердце. А я пусть буду у вас в сердце, и молитесь обо мне. На расстоянии можно молиться друг о друге. Спасибо за понимание.
На нашем катехизическом пути, нацеленном на молитву, пройдясь по Ветхому Завету, мы теперь приходим к Иисусу. И Он молился. Его общественная миссия начинается с крещения в реке Иордан. Евангелисты единодушно придают первостепенное значение этому эпизоду. Они рассказывают о том, как весь народ собрался в молитве и уточняют, что это собрание носило явно покаянный характер (ср. Мк 1, 5; Мф 3, 8). Народ шел к Иоанну креститься ради прощения грехов: т.е. для покаяния, обращения.
Таким образом, первым публичным актом Иисуса стало участие в групповой молитве народа – молитве народа, идущего креститься, покаянной молитве, когда все признавали себя грешниками. Именно поэтому Креститель решается возразить и говорит: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф 3, 14). Он понимает, Кто такой Иисус. Но Господь настаивает: это Его акт послушания воле Отца (ср. ст. 15), акт солидарности с нашим человеческим состоянием. Он молится с грешниками народа Божьего. Мы должны твердо усвоить это: Иисус – Праведник, не грешник. Но Он пожелал снизойти к нам, грешным, и молится вместе с нами, и когда мы молимся Ему, Он молится с нами. Он с нами, потому что на небесах молится о нас. Иисус всегда молится вместе со своим народом, всегда молится с нами: всегда. Мы никогда не молимся одни, а всегда молимся с Иисусом. Он не остается на другом берегу реки по принципу «я – праведник, а вы – грешники», чтобы подчеркнуть Свою особенность и дистанцию между Ним и непослушным народом, а погружает Свои ноги в те же воды очищения. Он ведет себя как грешник. И в этом величие Бога, пославшего Своего Сына, Который уничижил Самого Себя и предстал, как грешник.
Иисус – не Бог далекий, и не может быть таким. Воплощение открыло Его совершенно и по-человечески непостижимо. Так, приступая к Своей миссии, Иисус ставит себя во главе кающегося народа, как бы беря обязанность на Себя пробить брешь, через которую все мы вслед за Ним должны, набравшись мужества, пройти. Да, эта дорога, этот путь труден; но Он идет впереди, прокладывая путь. «Катехизис Католической Церкви» поясняет, что в этом и состоит новость полноты времен. Он говорит: «Сыновняя молитва, которой ожидал Отец от Своих детей, должна, в конечном счете, быть пережита Самим Единородным Сыном в Его Человечестве с людьми и ради людей» (п. 2599). Иисус молится вместе с нами. Хорошенько усвоим это головой и сердцем: Иисус молится вместе с нами.
Итак, в тот день на берегу реки Иордан присутствовало все человечество со всей его невысказанной молитвенной тоской. Присутствовал, прежде всего, народ грешников: те, кто думал, что Бог не может любить их, кто не смел переступить порог храма, кто не молился, потому что не чувствовал себя достойным этого. Иисус пришел для всех, даже для них, и начал именно с того, что присоединился к ним в качестве Главы.
Евангелие от Луки, прежде всего, указывает на молитвенную атмосферу, в которой проходило крещение Иисуса: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо» (3, 21). Иисус, молясь, открывает небесные врата, и через эту брешь снисходит Святой Дух. И голос сверху возвещает удивительную истину: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (ст. 22). Эта простая фраза таит в себе огромное сокровище: она заставляет нас постичь кое-что от тайны Иисуса и Его сердца, всегда обращенного к Отцу. Среди жизненный вихрей мира сего, который в итоге осудит Его, среди самых тяжких и горьких испытаний, которые Ему суждено пережить, даже когда Он понимает, что Ему негде приклонить голову (ср. Мф 8, 20), когда вокруг разражаются ненависть и гонения, у Иисуса всегда есть приют, в котором Он может укрыться: Он вечно пребывает в Отце.
В этом и состоит уникальное величие молитвы Иисуса: Дух Святой овладевает Его личностью, и голос Отца свидетельствует, что Он – Его возлюбленный Сын, в Котором Он полностью отражается.
Эта молитва Иисуса, всецело личная на берегах реки Иордан и на протяжении всей Его земной жизни, в день Пятидесятницы станет по благодати молитвой всех крещенных во Христа. Он Сам испросил для нас этот дар и призывает нас молиться так, как Он молился.
Поэтому, если однажды на вечерней молитве мы почувствуем вялость и пустоту, если нам покажется, что жизнь прошла совершенно бесполезно, то в этот момент на нужно просить о том, чтобы молитва Иисуса стала нашей молитвой. «Сегодня не могу молиться, не знаю, что мне делать: не чувствую молитвы, я недостоин, недостойна». В такой момент нам следует довериться Ему, чтобы Он молился о нас. В это мгновение Он пред Отцом молится о нас, Он – ходатай; Он показывает Отцу Свои раны ради нас. Давайте верить в это! Если мы верим, то услышим голос с небес, звучащий громче, чем тот, что раздается из нашего мелководья: услышим, как этот голосс любовью шепчет: «Бог тебя любит, ты – сын, ты – радость небесного Отца». Именно для нас, для каждого из нас эхом раздается слово Отца, даже если мы – отверженные всеми наихудшие грешники. Иисус сошел в воды Иордана не за Себя, а за всех нас. Тогда весь народ Божий пришел к Иордану, чтобы молиться, просить о прощении, принять это крещение покаяния. И, как говорит тот богослов, они приближались к Иордану «с нагой душой и нагими ногами». Вот смирение. Чтобы молиться, нужно смирение. Он разверз небеса, как Моисей разверз воды Красного моря, чтобы мы все могли перейти вслед за Ним. Иисус даровал нам Свою молитву, т.е. Свой диалог в любви с Отцом. Он даровал нам его как семя Троицы, желающей пустить корни в нашем сердце. Примем его! Примем этот дар – дар молитвы. Всегда с ним. И тогда мы не сойдем с пути.
ОБРАЩЕНИЕ
Разделяю боль семей юных школьников, варварски убитых в прошлую субботу в камерунской Кумбе. Меня сильно взволновал столь жестокий и бессмысленный акт, оборвавший жизни невинных детей, когда они шли на занятия в школу. Бог да просветит сердца людские, чтобы подобное никогда более не повторилось и чтобы многострадальные районы на северо-западе и юго-западе этой страны, наконец, обрели мир! Верю, что оружие замолчит, и будет обеспечена безопасность всех и право каждого ребенка на образование и будущее. Выражаю мои соболезнования родным, городу Кумба и всему Камеруну и молю об утешении для вас, которое может дать лишь только Бог.