ПАПА ФРАНЦИСК
Добрый день, дорогие братья и сестры!
На сегодняшней евангельской странице (ср. Мф 22, 34-40) учитель Закона спрашивает Иисуса, «какая наибольшая заповедь» (ст. 36), т.е. главная во всем божественном Законе. Господь отвечает просто: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (ст. 37). И тут же добавляет: «Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (ст. 39).
Ответ Иисуса повторяет и объединяет две фундаментальные заповеди, данные Богом Его народу через Моисея (ср. Втор 6, 5; Лев 19, 18). Так Он избегает ловушки, которую для Него расставили, «искушая Его» (ст. 35). Ведь, на самом деле, собеседник пытается втянуть его в дискуссию между знатоками Закона на тему иерархии заповедей. Однако, Иисус устанавливает две главные оси для верующих всех времен – две главные оси нашей жизни. Во-первых, нравственная и религиозная жизнь не может сводиться лишь к испуганному и вынужденному послушанию. Некоторые люди стараются исполнять заповеди из страха и по принуждению, и Иисус дает нам понять, что нравственная и религиозная жизнь не может сводиться к испуганному и вынужденному послушанию, а должна питаться из источника любви. Вторая ось состоит в том, что любовь должна быть адресована одновременно и неразрывно и Богу, и ближнему. Вот одна из главных новостей учения Иисуса, которая говорит нам, что не может быть истинной любви к Богу, если она не выливается в любовь к ближнему. И точно так же, не может быть истинной любви к ближнему, если она не проистекает из отношений с Богом.
Иисус завершает свой ответ такими словами: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (ст. 40). Это значит, что все заповеди, которые Господь дал Своему народу, должны сопоставляться с любовью к Богу и ближнему. Действительно, все заповеди служат для того, чтобы реализовать и выразить эту двойственную неразделимую любви. Любовь к Богу выражается, прежде всего, в молитве, особенно в поклонении. Мы так пренебрегаем поклонением Богу! Мы творим молитву благодарения, просим чего-то…, но пренебрегаем поклонением. А ведь именно поклонение Богу и есть ядро молитвы. Любовь же к ближнему, которую называют также братской любовью, состоит в том, чтобы быть рядом, слушать его, делиться с ним, заботиться о другом. А мы так часто не хотим слушать другого, потому что такой нудный или отнимает мое время, не хотим нести его, быть с ним в его скорбях и испытаниях… Зато мы всегда находим время поболтать – всегда! У нас нет времени утешать страдающих, зато так много времени болтать. Будьте внимательны! Апостол Иоанн писал: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4, 20). Итак, мы видим единство этих двух заповедей.
В сегодняшнем Евангелии Иисус в очередной раз помогает нам идти к живому и струящемуся источнику Любви. И источник этот – Сам Бог, внушающий абсолютную любовь в общении, которое ничто и никто не может разорвать. Общение – дар, о котором нужно просить каждый день. Но это также личное усилие, не позволяющее идолам мира сего поработить нашу жизнь. И доказательством того, что мы действительно идем по пути обращения и святости, всегда служит любовь к ближнему. Вот доказательство: если я говорю, что люблю Бога, и не люблю ближнего, то здесь что-то не так. Доказательством моей любви к Богу служит моя любовь к ближнему. Пока есть брат или сестра, для которых закрыто наше сердце, мы далеки от того, чтобы быть такими учениками, каких хочет Иисус. Но Его божественное милосердие не позволяет нам впадать в уныние, а, напротив, призывает ежедневно начинать сначала, стремясь жить в согласии с Евангелием.
Заступничество Пресвятой Марии да откроет наши сердца, чтобы они приняли «наибольшую заповедь» – двойную заповедь любви, которая резюмирует весь Закон Божий и обуславливает наше спасение.
Дорогие братья и сестры!
С особым беспокойством я слежу за новостями из Нигерии о последних жестоких столкновениях между правоохранительными органами и некоторыми молодыми протестующими. Помолимся к Господу о том, чтобы люди всегда старались избегать всякого насилия, постоянно стремясь к общественной гармонии ради справедливости и общего блага.
Приветствую всех вас, римлян и паломников из разных стран: семьи, приходские группы, объединения и отдельных верующих. В частности, приветствую группу «Ячейки евангелизации» римского прихода св. архангела Михаила, а также мальчиков Непорочной, которых здесь сегодня много!
28 ноября, накануне первого воскресенья Адвента, я проведу консисторию с назначением тринадцати новых кардиналов. Вот их имена:
- монс. Марио Грек, генеральный секретарь Синода епископов;
- монс. Марчелло Семераро, префект Конгрегации по делам святых;
- монс. Антуан Камбанда, архиепископ Кигалийский, Руанда;
- монс. Уилтон Грегори, архиепископ Вашингтонский;
- монс Хосе Адвинкула, архиепископ Каписский, Филиппины;
- монс. Селестино Аос Брако, архиепископ Сантьяжский, Чили;
- монс. Корнелиус Сим, титулярный епископ Путии Нумидийской и апостольский викарий Брунея, Куала-Лумпур;
- монс. Аугусто Паоло Лоюдиче, архиепископ Сиена-Колле-ди-Валь-д’Эльса-Монтальчино;
- брат Мауро Гамбетти, францисканец-конвентуал, хранитель Священного конвента в Ассизи.
Одновременно я введу новых членов в Коллегию кардиналов:
- монс. Фелипе Арисменди Эскивель, почетный епископ Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, Мексика;
- монс. Сильвано М. Томази, титулярный архиепископ Азольский, апостольский нунций;
- брат Раньеро Канталамесса, капуцин, проповедник Папского дома;
- монс. Энрико Ферочи, настоятель святилища Владычицы божественной любви в Кастель-ди-Лева.
Помолимся о новых кардиналах, чтобы они, подтверждая свою верность Христу, помогали мне в моем служении епископа Римского во благо всего святого верного народа Божия.
Желаю всем хорошего воскресенья. Пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Приятного аппетита на обеде и до свидания!
Источник: vatican.va