Солидарность и добродетель веры



ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Двор св. Дамаса,
среда, 2 сентября 2020 г.

Катехизическое поучение «Исцеление мира»:
5. Солидарность и добродетель веры











Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Несколько месяцев спустя мы снова можем встретиться лицом к лицу, а не через мониторы. Лицом к лицу. Это здорово! Нынешняя пандемия показала нашу взаимозависимость: все мы связаны друг с другом и во зле, и в добре. Поэтому, чтобы после этого кризиса стать лучше, мы должны выходить из него вместе. Вместе – не в одиночку, а вместе. Не в одиночку, потому что не получится! Или вместе, или никак. Мы должны выходить из кризиса вместе, солидарно. Это слово мне хотелось бы сегодня подчеркнуть для вас: солидарность.

Как человеческая семья, мы происходим от общего истока – Бога, живем в общем доме, на планете-саду, на земле, на которой Бог поселил нас, и идем к общему предназначению во Христе. Но когда мы забываем обо всем этом, наша взаимная зависимость превращается в зависимость одних от других: мы теряем эту гармонию взаимозависимости в солидарности, углубляя неравенство и маргинализацию. И тогда ослабляется социальная ткань и ухудшается состояние окружающей среды. Всегда один и тот же способ поведения.

Поэтому принцип солидарности сегодня необходим, как никогда, как учил св. Иоанн Павел II (ср. окружное послание «Sollicitudo rei socialis», 38-40). В взаимосвязанном мире мы ощущаем, что значит жить в одной «глобальной деревне». Это красивое выражение: весь большой мир – не что иное, как одна глобальная деревня, потому что все взаимосвязано. Однако, мы не всегда превращаем эту взаимозависимость в солидарность. Между взаимозависимостью и солидарностью – долгий путь. А эгоизм отдельных индивидов, целых наций и властных групп и идеологическая закостенелость, напротив, подпитывают «структуры греха» (там же, 36).

«Слово “солидарность” несколько затерто, и иногда его неправильно толкуют, но оно означает нечто намного большее, чем просто спорадические акты великодушия. Это нечто большее! Солидарность требует нового мышления, оперирующего понятиями общности, приоритета жизни каждого над приобретением благ некоторыми» (апостольское увещевание «Evangelii gaudium», 188). Вот что значит солидарность. Дело не только в помощи другим: помогать – это хорошо, но солидарность – нечто большее: речь здесь идет о справедливости (ср. «Катехизис Католической Церкви», 1938-1940). Взаимозависимость, чтобы быть солидарной и приносить плоды, должна крепко корениться в человеке и в созданной Богом природе, необходимо уважение к людям и к земле.

Библия с самого начала предупреждает нас. Вспомним рассказ о Вавилонской башне (ср. Быт 11, 1-9), который показывает, что происходит, когда мы пытаемся достичь неба, т.е. нашей цели, игнорируя связь с человеком, с творением и с Творцом. Есть такая поговорка: подобное происходит всегда, когда кто-то подняться – подняться, не обращая внимания на других. Только я! Вспомним о башне. Мы строим башни и небоскребы, но разрушаем общность. Мы унифицируем здания и языки, но уничтожаем культурное богатство. Мы хотим быть хозяевами Земли, но уничтожаем биоразнообразие и экологический баланс. На другой аудиенции я вам рассказывал о рыбаках из Сан-Бенедетто-дель-Тронто, которые в этом году пришли ко мне и сказали: «Мы выловили из моря 24 тонны мусора, половина из которого была пластиком». Только подумайте! Они собирались ловить рыбу, да, но извлекли также мусор и вывезли, чтобы очистить море. Но ведь все это следствие уничтожения земли, отсутствия солидарности с ней, которая есть дар и экологический баланс.

Мне вспоминается средневековая быль, описывающая этот «вавилонский синдром», который возникает, когда нет солидарности. В той средневековой сказке рассказывается, что когда при строительстве башни падал какой-нибудь человек и умирал (а строители были рабами), никто не обращал на это особого внимания. В лучшем случае кто-нибудь говорил: «Бедняга, оступился и упал». Но, когда падал кирпич, все сожалели, и виновных наказывали! Почему? Потому что слепить, подготовить и обжечь кирпич было дорого. Производство кирпича требовало времени и работы. Так что кирпич ценился больше, чем человеческая жизнь. Пусть каждый из нас думает, что происходит сегодня. К сожалению, и в наши дни бывает нечто подобное. Падают акции на финансовом рынке, и новость об этом на несколько дней занимает газетные полосы и появляется во всех новостных выпусках. Тысячи людей гибнут от голода и нищеты, и никому нет до этого дела.

Диаметральной противоположностью Вавилону является Пятидесятница, о чем мы слышали это в начале аудиенции (ср. Деян 2, 1-3). Святой Дух, сойдя свыше под видом ветра и огня, вливает в закрытую в горнице общину, наполняет ее силой Божьей, побуждая их выйти и возвещать всем Господа Иисуса. Дух созидает единство в многообразии, творит гармонию. В рассказе о Вавилонской башне не было гармонии: было желание заработать. Там человек был просто орудием, просто «рабочей силой», а здесь, в день Пятидесятницы, каждый из нас – это орудие, но орудие общности, участвующее всем своим естеством в созидании общины. Св. Франциск Ассизский хорошо сознавал это и, вдохновляемый Духом, называл всех людей и даже прочие творения братьями и сестрами (ср. LS, 11; св. Бонавентура, «Legenda maior», VIII, 6: FF 1145). Даже брата-волка, как мы помним.

В Пятидесятницу Бог являет Себя и вдохновляет веру общины, объединенной в разнообразии и солидарности. Разнообразие и солидарность, объединенные в гармонии – вот путь. В солидарном разнообразии есть «антитела», предохраняющие индивидуальность каждого – этот уникальный и неповторимый дар – от болезни индивидуализма и эгоизма. В солидарном разнообразии есть также антитела для исцеления социальных структур и процессов, которые выродились в системы несправедливости, системы угнетения (ср. «Компендий социального учения Церкви», 192). Так что солидарность сегодня – это путь к постпандемическому миру, к исцелению наших межличностных и социальных заболеваний. И другого пути нет. Либо мы пойдем вперед по пути солидарности, либо все будет хуже. Хочу повторить это: из кризиса нельзя выйти такими же, как до него. Пандемия – это кризис. Из кризиса выходят либо лучшими, либо худшими. Нам выбирать. И именно солидарность – путь выхода из кризиса, а не поверхностная ретушь, чтобы просто там и сям подкрасить и делать вид, что все в порядке. Нет. Нужно стать лучше!

В разгар кризиса, солидарность, ведомая верой, позволит нам внести любовь Божью в нашу глобализированную культуру. Вместо того, чтобы строить башни или стены (сколько сегодня стоится стен), мы должны ткать ткань общности и поддерживать процессы поистине человеческого и солидарного развития. В этом нам поможет солидарность. Задам вопрос: я думаю о нуждах других? Пусть каждый даст ответ в своем сердце.

В разгар кризиса и шторма Господь взывает к нам и призывает пробудить и запустить эту солидарность, способную дать нам стойкость, поддержку и чувство в это время, когда все как будто рушится. Пусть креативность Святого Духа вдохнет в нас смелости создавать новые формы родственного гостеприимства, плодотворного братства и всеобщей солидарности. Спасибо.