ПАПА ФРАНЦИСК
«АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ»
Площадь Святого Петра,
воскресенье, 23 августа 2020 г.
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Евангелие сегодняшнего воскресенья (см. Мф 16, 13-20) описывает тот момент, когда Петр исповедовал свою веру в Иисуса как Мессию и Сына Божьего. Это исповедание апостола спровоцировал Сам Иисус, желавший подтолкнуть Своих учеников к решающему шагу в их отношениях с Ним. Ведь весь путь Иисуса с теми, кто следует за Ним, особенно с Двенадцатью – это путь воспитания их веры. Сначала Он спрашивает: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф 16, 13). Апостолы любили говорить о людях, как и все мы. Все любят сплетни. Говорить о других нетрудно, и поэтому нам это нравится, «мыть косточки» другим. Но в этом случае от них требуется уже перспектива веры, а не сплетни, так как Он спрашивает: «За кого люди почитают Меня?» И ученики как будто соревнуются, передавая слухи, которые, возможно, в большей мере разделяли сами. Сами разделяли. По сути, все считали Иисуса Назарянина пророком (Мф 16, 14).
Второй вопрос Иисуса задел их за живое: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф 16, 15). В этот момент мы почти слышим наступившее на пару секунд молчание, потому что каждый из присутствующих должен был раскрыться и признать, почему следует за Иисусом. Так что некоторое колебание было вполне законно. Ведь если бы я сейчас спросил вас: «Кто для вас Иисус?», то вы тоже колебались бы. Из затруднения их вывел Симон, который с воодушевлением сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф 16, 16). Этот ответ, такой полный и яркий, был навеян не просто сиюминутным порывом, пусть даже искренним – ведь Петр был искренен. Он стал плодом особой благодати Небесного Отца. Сам Иисус говорит ему: «Не плоть и кровь открыли тебе это (т.е. не культура, которую он усвоил), но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф 16, 17). Исповедовать Иисуса – это благодать Отца. Сказать, что Иисус есть Сын Бога живого, Искупитель – это благодать, о которой мы должны просить: «Отче, дай мне благодать исповедовать Иисуса». В то же время Господь признаёт готовность Симона открыться вдохновению благодати и торжественно добавляет: «Ты – Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 18). Говоря это, Иисус позволяет Симону понять смысл нового имени, которое Он дал ему – «Петр»: только что проявленная им вера – это незыблемый «камень», на котором Сын Божий хочет построить Свою Церковь, т.е. Общину. И Церковь всегда развивалась, опираясь на веру Петра – на ту веру, которую признаёт Иисус и ставит ее во главе Церкви.
Сегодня мы слышим вопрос Иисуса, обращенный к каждому из нас: «А вы за кого почитаете Меня?» К каждому из нас. И каждый из нас должен дать не просто теоретический ответ, а вовлекающий веру, т.е. жизнь, потому что вера – это жизнь! «Для меня Ты…», и исповедовать Иисуса. Такой ответ требует от нас, как и от первых учеников, внутренне слушать голос Отца и быть в созвучии с тем, что Церковь, собранная вокруг Петра, продолжает возвещать. Речь идет о том, чтобы понять, Кто для нас Христос: центр нашей жизни, цель всех наших усилий в Церкви, наших усилий в обществе. Кто такой Иисус Христос для меня? Кто такой Иисус Христос для тебя, для тебя, для тебя?.. Мы ежедневно должны отвечать на этот вопрос.
Но будьте осторожны: важно и похвально, когда душепопечение наших общин открыто для всей той бедности и нужды, которую можно увидеть всюду. Милосердие – это всегда главный путь веры, ее совершенства. Только нужно, чтобы наши дела солидарности, дела милосердия не отвлекали нас от контакта с Господом Иисусом. Христианская любовь – это не просто филантропия. С одной стороны, она означает смотреть на другого глазами Иисуса, а с другой, видеть Иисуса в лице бедного. Вот истинный путь христианского милосердия – с Иисусом в центре, всегда. Пресвятая Мария, блаженная, потому что уверовала, да будет нашей провожатой и образцом для подражания на пути веры во Христа и да поможет нам осознать, что упование на Него придает полный смысл нашей любви и всему нашему существованию.
Источник: vatican.va
.