ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Библиотека Апостольского дворца,
среда, 12 августа 2020 г.
Катехизическое поучение «Исцеление мира»
2. Вера и человеческое достоинство
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Пандемия ясно выявила, насколько все мы уязвимы и взаимосвязаны друг с другом. Если мы не будем заботиться друг о друге, начиная с самых последних, с самых пострадавших, включая всё творение, то не сможем излечить мир.
Заслуживают всяческой похвалы усилия стольких людей, которые в эти последние месяцы являют доказательство человеческой и христианской любви к ближнему, посвящая себя больным и рискуя при этом своим здоровьем. Это герои! Однако коронавирус – не единственная болезнь, с которой нам нужно бороться, потому что пандемия обнажила еще более распространенные социальные патологии. Одна из них – искаженный взгляд на человека: взгляд, игнорирующий его достоинство и его социальную сущность. Порой мы смотрим на других как на предметы, которые можно использовать и выбросить. На самом деле, такой взгляд ослепляет и насаждает индивидуалистическую и агрессивную культуру отчуждения, превращающую человека в потребительский товар (ср. апостольское увещевание «Evangelii gaudium», 53; окружное послание «Laudato si’», 22).
Но в свете веры мы знаем, что Бог смотрит на мужчину и женщину иначе. Он создал нас не как предметы, а как любимых и способных любить личностей. Он создал нас по Своему образу и подобию (см. Быт 1, 27). Тем самым Он даровал нам уникальное достоинство, призывая нас жить в общении с Ним, в общении с нашими сестрами и братьями, в уважении ко всему творению. В общении, в гармонии, можно сказать. Творение – это гармония, в которой мы призваны жить. И в этом общении, в этой гармонии, которая есть общение, Бог дарует нам способность продолжать и беречь жизнь (ср. Быт 1, 28-29), работать и заботиться о земле (ср. Быт 2, 15; «Laudato si’», 67). Понятно, что нельзя продолжать и беречь жизнь без гармонии; она будет уничтожена.
Пример такого индивидуалистического взгляда, чуждого гармонии, мы находим в Евангелиях, в просьбе к Иисусу матери учеников Иакова и Иоанна (см. Мф 20, 20-28). Ей хотелось, чтобы ее дети воссели по правую и левую руку нового царя. Но Иисус предлагает другой тип мировоззрения: мировоззрение служения и жертвования своей жизни для других, и Он скоро подтвердит это, когда вернет зрение двум слепым и сделает их Своими учениками (см. Мф 20, 29-34). Жажда вскарабкаться как можно выше в этой жизни, быть над другими, нарушает гармонию. Это логика доминирования, господства над другими. А гармония заключается в другом – это служение.
Итак, попросим Господа дать нам глаза, открытые на братьев и сестер, особенно страдающих. Как ученикам Иисуса нам чуждо и равнодушие, и индивидуализм – эти две несовместимые с гармонией искаженные позиции. Равнодушие: отвожу глаза в сторону. Индивидуализм: вижу только собственные интересы. Гармония, сотворенная Богом, требует от нас смотреть на других, видеть потребности других, их проблемы, быть в общении. Мы признаём в каждом независимо от расы, национальности и положения его человеческое достоинство. Гармония побуждает тебя признавать человеческое достоинство: такова гармония, сотворенная Богом – с человеком в центре.
II Ватиканский собор подчеркивает, что это достоинство неотъемлемо, потому что «сотворено по подобию Божию» (пастырская конституция «Gaudium et spes», 12). Оно лежит в основе всей общественной жизни и определяет ее операционные принципы. В современной культуре самым близким отражением принципа неотчуждаемого достоинства человека является Всеобщая декларация прав человека, которую св. Иоанн Павел II назвал «важной вехой на долгом и трудном пути человечества»[1] и «одним из высочайших проявлений человеческого сознания»[2]. Это права не только индивидуальные, но и общественные: права народов, наций[3]. Ведь человек в его личном достоинстве – существо общественное, сотворенное по образу Единого и Троичного Бога. Мы – существа общественные и как таковые мы нуждаемся в том, чтобы жить в социальной гармонии, но эгоизм направляет наш взгляд не на других, не на общество, а обращает его на нас же самих и делает нас скверными, злыми, эгоистичными, нарушая гармонию.
Обновленное сознание достоинства каждого человека имеет серьезные социальные, экономические и политические последствия. Взгляд на брата и всё творение как дар, полученный от любви Отчей, пробуждает внимание, заботу и изумление. Так верующий, глядя на ближнего как на брата, а не чужого, смотрит на него с состраданием и сочувствием, а не с презрением или враждебностью. И, глядя на мир в свете веры, он старается с помощью благодати разжигать собственную креативность и энтузиазм, чтобы решать проблемы истории. Он воспринимает и развивает свои способности как ответственность, возложенную на него его верой[4], как дары Божьи, которые должны служить человечеству и творению.
Сейчас, когда мы боремся с вирусом, поражающим всех без разбора, вера побуждает нас серьезно и активно восстать против безразличия к покушениям на достоинство человека. Эта культура безразличия сопутствует культуре отчуждения: то, что меня не касается, меня не интересует. Вера всегда требует от нас, чтобы мы позволили исцелить и обратить себя от нашего индивидуализма – как личного, так и коллективного, от партийного индивидуализма, например.
Да благоволит Господь «вернуть нам зрение», дабы мы вновь открыли для себя, что значит быть членом человеческой семьи. И пусть это зрение побудит нас творить конкретные дела сострадания и уважения к каждому человеку, заботиться о нашем общем доме и беречь его.
[1] Речь на генеральной ассамблее ООН от 2 октября 1979 г., 7.
[2] Речь на генеральной ассамблее ООН от 5 октября 1995 г., 2.
[3] ср. «Компендиум социального учения Церкви», 157.
[4] Там же.
Источник: vatican.va
.