Папа: Сострадание - это вера в любовь Отца









ПАПА ФРАНЦИСК

«АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ»

 

Площадь св. Петра,

воскресенье, 2 августа 2020 г.

 

 

Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Евангелие сегодняшнего воскресенья рассказывает нам о чуде умножения хлебов (ср. Мф 14, 13-21). Действие разворачивается в пустынном месте, куда Иисус удалился со Своими учениками. Однако люди нашли Его и там, чтобы послушать и получить исцеление: ведь Его слова и деяния действительно дают излечение и надежду. На заходе солнца толпа была всё еще там, и ученики, люди практичные, предложили Иисусу отпустить собравшихся, чтобы они могли сходить за едой. Но Он ответил: «Вы дайте им есть» (Мф 14, 16). Только представьте себе лица учеников! Иисус прекрасно знает, что сделает дальше, но хочет изменить их подход. Нужно не говорить: «Отпусти их, чтобы они сами о себе позаботились и нашли поесть». Нет, нужно спросить себя: «Что дает нам Провидение, чем мы могли бы поделиться?» Вот два противоположных подхода. И Иисус хочет навести их на этот второй подход, потому что первое предложение – это предложение практичного, но не щедрого человека: «Распусти их, чтобы они пошли поискать и справились сами». Иисус думает иначе. Посредством этой ситуации, тогда и сейчас, Он хочет научить Своих друзей логике Бога. И какова же эта логика Бога, которую мы видим здесь? Это логика ответственности за другого. Логика, которая не позволяет умыть руки или отвести глаза. Логика ответственности за другого. «Справятся сами» – такого не должно быть в христианском лексиконе.

 

Как только один из Двенадцати говорит с реализмом: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы!», Иисус тут же отвечает: «Принесите их Мне сюда» (Мф 14, 17-18). Он берет эту пищу в Свои руки, поднимает глаза к небесам, произносит благословение и начинает ломать и раздавать куски ученикам. И этот хлеб и рыба не кончаются, их хватает тысячам людей, и еще остается.

 

Этим чудом Иисус являет Свою силу, но не чтобы произвести впечатление, а явить знак милосердия, великодушия Бога Отца к его усталым и нуждающимся чадам. Он погружен в жизнь Своего народа, понимает его утомление, понимает его ограниченность, но не позволяет никому заблудиться или отпасть: Он питает словом Своим и подает обильную пищу для пропитания.

 

В этом евангельском повествовании чувствуется также намек на Евхаристию, особенно когда описывается благословение, преломление хлеба, вручение кусков ученикам и раздача людям (Мф 14, 19). И нужно заметить, как тесна связь между евхаристическим хлебом, пищей вечной жизни, и хлебом повседневным, необходимым для земной жизни. Прежде чем принести Себя в жертву Отцу в качестве Хлеба спасения, Иисус заботится о пище для тех, кто следует за Ним и, находясь с Ним, забыл сделать припасы. Иногда дух противопоставляют материи, но, в действительности, спиритуализм столь же чужд Библии, как материализм. Это не язык Библии.

 

Сострадание, участие, которое Иисус проявил к толпе – это не какая-то сентиментальность, а конкретное проявление любви, беспокоящейся о потребностях окружающих. И мы призваны приступать к евхаристической трапезе с тем же чувством Иисуса: с жалостью к другим. Это слово повторяется в Евангелии, когда Иисус видит какую-то проблему, болезнь или этих голодных людей: «сжалился над ними». Жалость – это не просто материальное чувство. Подлинно жалеть значит сострадать, разделять чужую боль. Может быть, нам было бы полезно спросить себя сегодня: а есть ли во мне сострадание? Читая новости о войнах, голоде, пандемиях, многих других бедах, сострадаю ли я этим людям? Чувствую ли сострадание к своим близким? Способен ли я страдать вместе с ними или же отвожу взгляд и говорю: «Как-нибудь сами справятся»? Не забывайте это слово «жалость», означающее упование на провидящую любовь Отца и мужественное участие.

 

Пресвятая Мария да поможет нам пройти тот путь, который в сегодняшнем Евангелии указывает нам Господь. Это путь братства, сущностно необходимый для того, чтобы нам справиться с бедностью и страданиями этого мира, особенно сейчас, в это тяжелое время, и ведущий нас за пределы мира, потому что это путь, начинающийся с Бога и к Богу возвращающий.

 

 

 

После молитвы «Ангел Господень»

 

 

Дорогие братья и сестры!

 

Думаю сейчас о народе Никарагуа, где произошло трагическое нападение на Кафедральный собор Манагуа, в котором был сильно поврежден, почти уничтожен столь почитаемый лик Христа, веками сопровождавший и поддерживавший жизнь верующего народа. Дорогие братья-никарагуанцы, я с вами и молюсь о вас.

 

Со вчерашнего дня и до полуночи сегодня вспоминается «Прощение в Ассизи» – духовный дар, обретенный св. Франциском от Бога по заступничеству Приснодевы Марии. Речь идет о полной индульгенции, которую можно получить, приступив к таинствам исповеди и Евхаристии, посетив приходскую или францисканскую церковь, прочитав «Верую», «Отче наш» и помолившись о Папе и в его намерениях. Индульгенция может быть предназначена также усопшему. Как важно всегда вновь ставить в центр Божье прощение, «рождающее рай» в нас и вокруг нас – прощение, исходящее из сердца милосердного Бога!

 

Приветствую с радостью всех вас, собравшихся здесь: и римлян, которых так много, и паломников – вижу альпийцев из Палоско, приветствую! Есть также много бразильцев с флагами. Приветствую всех, в том числе почитателей Непорочной, которые приходят всегда.

 

И обращаясь также ко всем, кто присоединяется к нам с помощью медий, желаю, чтобы в этот период вы смогли отдохнуть несколько дней на природе, подзарядившись в том числе и духовно. В то же время надеюсь, что благодаря согласованным усилиям всех политических и экономических лидеров люди вернулись на работу: без работы семья и общество не могут идти вперед. Помолимся о том, что есть и будет проблемой после пандемии: бедность и безработица. И для решения этой проблемы потребуется множество солидарности и креативности.

 

Всем желаю хорошего воскресенья. И, пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Приятного аппетита на обеде и до свидания!

Источник: vatican.va











.