Добрый день, дорогие братья и сестры!
В сегодняшнем Евангелии (ср. Мф 13, 24-43) мы вновь видим Иисуса, говорящего притчами толпе о Царстве Небесном. Остановлюсь лишь на первой: о плевелах, в которой Господь показывает нам терпение Божье, открывая наше сердце надежде.
Иисус говорит, что на поле, где было посеяно хорошее зерно, появляются и плевелы – слово, обозначающее все сорняки, разоряющие почву. Между нами говоря, можно сказать, что и сегодня земля разорена и опустошена множеством гербицидов и пестицидов, которые в итоге наносят вред и растениям, и почве, и здоровью. Но это так, в скобках. Тогда слуги пошли к хозяину, чтобы узнать, откуда взялись плевелы, а тот ответил: «Враг сделал это!» (ст. 28). Ведь мы сеяли хорошее зерно! Враг, соперник пришел, чтобы сделать это. Они хотели сразу же пойти и вырвать растущие плевелы, но хозяин говорит: «нет», потому что существует риск, что вместе с сорняками, плевелами вырвут и пшеницу. Нужно дождаться момента жатвы: только тогда их можно будет отделить друг от друга и сжечь плевелы. Это также рассказ о здравом смысле.
В этой притче моно рассмотреть и определенное представление об истории. Помимо Бога – Хозяина поля, всегда сеющего только хорошее зерно, есть противник, сеющий плевелы, чтобы помешать росту пшеницы. Хозяин действует открыто, при свете дня, и Его цель – хороший урожай. А тот другой, противник, напротив, предпочитает ночную тьму и действует из зависти, из вражды, чтобы испортить все. У противника, которого имеет в виду Иисус, есть имя: это дьявол – противник Бога по определению. У него одна цель – помешать делу спасения, сделать так, чтобы нечестивые работники, сеятели соблазнов воспрепятствовали Царству Божьему. Действительно, хорошее зерно и плевелы символизируют не абстрактные добро и зло, а нас – людей, которые могут следовать за Богом или дьяволом. Нам не раз доводилось слышать, как в семье, жившей мирно, вдруг возникают войны, зависть… Как среди мирных соседей вдруг начинают твориться дурные вещи… И мы обычно в таких случаях говорим, что кто-то пришел туда и «посеял распри» или что такой-то человек в этой семье своими сплетнями «сеет раздор». Всегда кто-то сеет разрушающее зло. И это всегда дьявол или наше искушение: когда мы поддаемся искушению сплетничества, чтобы вредить другим.
Слуги собрались немедленно устранить зло, т.е. злых людей, но хозяин мудрее и видит дальше: им нужно научиться ждать, потому что терпеть гонения и враждебность – это часть христианского призвания. Зло, конечно, необходимо вырвать с корнем, но к злым людям все же нужно проявлять терпение. И речь не идет о той лицемерной терпимости, которая попахивает двусмысленностью, а о справедливости, смягченной милосердием. Если Иисус пришел, чтобы искать скорее грешников, чем праведников, лечить больных, а не здоровых (ср. Мф 9, 12-13), и мы, Его ученики, должны стремиться не уничтожить злых, а спасти их. И здесь нужно терпение.
Сегодняшнее Евангелие подсказывает нам два способа действовать и жить в истории: с одной стороны, взгляд хозяина, который видит далеко вперед; с другой, взгляд слуг, которые видят проблему. Слуги хотят, чтобы на поле не было сорняков, хозяин думает о добром зерне. Господь призывает нас смотреть на мир Его глазами, которые видят хорошее зерно и знают, как уберечь его даже среди сорняков. Хороший соработник Бога – не тот, кто выискивает ограничения и недостатки других, а скорее тот, кто умеет различать добро, тихо растущее на поле Церкви и истории, и ухаживать за ним, пока оно не созреет. И тогда Бог, и только Он, вознаградит добрых и покарает злых. Дева Мария да поможет нам понять и подражать терпению Бога, не желающего погибели никому из Своих детей, которых любит отцовской любовью.
Дорогие братья и сестры!
В наши дни, когда пандемия и не думает останавливаться, мне хотелось бы заверить тех, кто столкнулся с болезнью и ее экономическими и социальными последствиями, в том, что я помню о них. Мысленно я, прежде всего, с теми народами, страдания которых усугубляются конфликтами. В духе недавней резолюции Совета безопасности ООН вновь призываю к повсеместному и немедленному прекращению огня, которое позволит обеспечить мир и безопасность, которые так нужны для оказания необходимой гуманитарной помощи.
С особым беспокойством я слежу за возобновившимся в последние дни вооруженными столкновениями на Кавказе между Арменией и Азербайджаном. Заверяя в моей молитве семьи тех, кто лишился жизни в результате этой конфронтации, хотел бы также выразить надежду, что, благодаря усилиям международного сообщества, а также диалогу и доброй воле сторон удастся добиться долгосрочного мирного урегулирования ради блага этих возлюбленных народов.
Сердечно приветствую всех вас, римских верующих и паломников из Италии и других стран.
Желаю всем хорошего воскресенья. И пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Приятного аппетита на обеде и до свидания.
Источник: vatican.va
.