ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Библиотека Апостольского дворца,
среда, 17 июня 2020 г.
Катехизическое поучение:
7. Молитва Моисея
Добрый день, дорогие братья и сестры!
В нашем экскурсе на тему молитвы мы шаг за шагом понимаем, что Бог никогда особо не любил иметь дело с «легкими» молящимися. И Моисей тоже с первого дня своего призвания окажется «слабым» собеседником.
Когда Бог позвал его, Моисей по-человечески мог считаться «неудачником». Книга Исход изображает его как беженца в земле Мадиам. В молодости он переживал за свой народ и даже встал на защиту угнетенных. Но очень быстро обнаружил, что, несмотря на благие намерения, его руки не творят правосудия, а скорее насилие. Так рухнули мечты о славе: Моисей уже больше не перспективный чиновник, обреченный на быстрый карьерный рост, а тот, кто упустил свой шанс, и теперь пасет стадо, которое даже не его. И именно в тишине мадиамской пустыни Бог призвал Моисея к откровению купины неопалимой: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх 3, 6).
Богу, говорящему к нему, призывающему его вновь взять на себя заботу об израильском народе, Моисей сопротивляется своими страхами, своими возражениями: дескать, он не достоин такой миссии, не знает имени Божьего, израильтяне не поверят ему, и язык у него заплетается… Так много возражений. Слово, которое чаще всего слетает с уст Моисея в каждой молитве, с которой он обращается к Богу, это вопрос «зачем?» Зачем Ты послал меня? Зачем Тебе освобождать этот народ? В Пятикнижии есть даже такой драматический отрывок, в котором Бог обвиняет Моисея в неверии, из-за которого он не сможет войти в Землю обетованную (ср. Числ 20, 12).
Как с такими страхами, с таким учащенным сердцебиением Моисей может молиться? Он такой же человек, как и мы. Ведь и с нами такое случается: когда нас терзают сомнения, как мы можем молиться? Не очень-то и получается. И именно эта слабость в нем, а не сила нас трогает. Посланный Богом преподать Закон Его народу, основатель божественного культа, посредник высших тайн, он не перестает из-за этого чувствовать тесную связь солидарности со своим народом, особенно в годины искушений и греха. Моисей всегда был связан с народом, никогда о нем не забывал. И в этом одна из черт величия пастырей: не забывать свой народ, не забывать свои корни. Именно это имеет в виду и Павел, когда говорит дорогому своему сердцу молодому епископу Тимофею: «Помни свою маму и бабушку, свои корни, свой народ». Моисей так дружит с Богом, что может говорить с Ним лицом к лицу (ср. Исх 33, 11). Но он остается также другом для людей настолько, чтобы быть милосердным к их грехам, к их искушениям, к внезапной ностальгии изгнанников по прошлому, когда они вдруг начали вздыхать о жизни в Египте.
Моисей не отрекается от Бога, но не отрекается и от своего народа. Он следует и зову своей крови, и гласу Божьему. Так что Моисей – не авторитарный и деспотичный вождь, совсем наоборот, книга Чисел называет его даже «смиреннейшим и кротчайший из всех людей на земле» (ср. 12, 3). Несмотря на свое привилегированное положение, он не перестает принадлежать к этим толпам нищих духом, которые живут, сделав упование на Бога своим путеводителем. Он – человек из народа.
Так что самой естественной для Моисея формой молитвы станет заступничество (ср. «Катехизис Католической Церкви», 2574). Его вера в Бога полностью сливается с чувством отцовства, которое он питает к своему народу. Писание обычно изображает его с руками, воздетыми вверх, к Богу, как если бы он сам, сама его личность была мостом между небом и землей. Даже в самые трудные моменты, даже в тот день, когда народ отвергает Бога и его самого как своего вождя, сделав для себя золотого тельца, Моисею и в голову не приходит бросить свой народ. Это мой народ. Это твой народ. Это мой народ. Он не отрекается ни от Бога, ни от народа. И говорит Богу: «Народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх 32, 31-32). Моисей не изменяет народу. Он – мост, он – посредник. Есть эти двое – народ и Бог, и есть он между ними. Он не продает своих ради карьеры. Он не карьерист, а посредник: между своими, своей плотью и кровью, своей историей, своим народом и Богом, Который призвал его. Он – мост. Какой прекрасный пример для всех пастырей, которые должны быть «мостом». Потому-то их и называют «понтификами», т.е. «мостостроителями». Пастыри – это мосты между народом, в которому они принадлежат, и Богом, Которому принадлежат по призванию. Таким был Моисей: «Прости им, Господи, их грех, а если не простишь, то вычеркни меня из Твоей книги, которую Ты составил. Не хочу делать карьеру на своем народе».
И это та молитва, которую подлинно верующие лелеют в своей духовной жизни. Даже при виде недостатков у людей и расстояния, которое отделяет их от Бога, эти молящиеся их не осуждают, не отвергают их. Позиция посредничества естественна для святых, которые, в подражание Иисусу, служат «мостами» между Богом и Его народом. В этом смысле Моисей был величайшим пророком Иисуса, нашим заступником и посредником (ср. «Катехизис Католической Церкви», 2577). И сегодня Иисус – понтифик, мост между нами и Отцом. Он ходатайствует за нас, показывает Отцу Свои раны, ставшие ценой нашего спасения, и ходатайствует. И Моисей – прообраз Иисуса, Который сегодня молится о нас, ходатайствует за нас.
Моисей побуждает нас молиться с тем же жаром, что и Иисус, ходатайствовать за мир, помнить, что он, вопреки всем своим слабостям, всегда принадлежит Богу. Все принадлежат Богу. Самые ужасные грешники, самые страшные злодеи, самые коррумпированные начальники – это дети Божьи, и Иисус знает это и ходатайствует за всех. И мир живет и развивается благодаря благословению праведника, благодаря молитве о милосердии – той молитве о милосердии, которую благочестия, святой, праведник, посредник, священник, епископ, Папа, мирянин, любой крещеный неумолчно возносит за людей везде и всегда на протяжении всей истории. Давайте помнить о Моисее-посреднике. И когда нам хочется кого-то осудить, когда в душе мы сердимся на кого-то (сердиться – хорошо, но осуждать – плохо), давайте ходатайствовать о нем: это сильно нам поможет.
ОБРАЩЕНИЕ
Сегодня отмечается «День совести», когда мы вдохновляемся свидетельством португальского дипломата Аристидеша де Соузы Мендеша, который восемьдесят лет назад решил последовать голосу совести и спас жизни тысячам евреев и других преследуемых. Пусть всегда и везде соблюдается свобода совести, и пусть каждый христианин подает пример последовательности со здравой совестью, просвещенной Словом Божьим.
* * *
Послезавтра будет торжество Святейшего Сердца Иисуса: такой любимый христианским народом праздник. Призываю всех вас открыть сокровища, таящиеся в Сердце Иисуса, чтобы научиться любить ближнего.
Обращаюсь в своих мыслях к престарелым, молодым, больным и молодоженам: обратите свои взгляды к Сердцу Иисуса и найдете мир, утешение и надежду. От всего сердца вас благословляю!