Молитва Авраама


























ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

 

Библиотека Апостольского дворца,

среда, 3 июня 2020 г.

 

Катехизическое поучение:

5. Молитва Авраама

 






 

Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

В жизни Авраама внезапно зазвучал голос. Этот голос призывал его пуститься в путь, казавшийся абсурдным: голос предлагал оторваться от корней, покинуть родину, оставить родню, чтобы пойти к новому будущему – другому будущему. При этом у него было лишь одно обетование, которому он должен был довериться. А довериться обетованию нелегко, для этого нужно мужество. И Авраам доверился.

 

Библия молчит о прошлом первого патриарха. Логика вещей позволяет предположить, что он поклонялся другим богам, возможно, был мудрым человеком, привыкшим вглядываться в небо и звезды. Ведь и Господь обещает ему, что его потомство будет многочисленным, как звезды, украшающие небеса.

 

И Авраам идет. Слушается голоса Бога и доверяется Его слову. Вот это важно: доверяется слову Божьему. И вместе с началом его пути рождается новый способ восприятия отношений с Богом. Именно поэтому патриарх Авраам стал неотъемлемым элементов великих духовных традиций иудаизма, христианства и ислама как совершенный человек Божий, способный к послушанию, даже когда воля Бога кажется трудновыполнимой, если не вовсе непонятной.

 

Итак, Авраам – человек Слова. Когда Бог говорит, человек становится получателем этого Слова, а его жизнь – местом, где оно желает воплотиться. Вот великая новость для религиозного пути человека: жизнь верующего теперь воспринимается как призвание, т.е. как зов, как место, где исполняется обетование, и он идет по миру не столько под бременем тайны, сколько силой того обетования, которое должно исполниться однажды. И Авраам поверил Божьему обетованию. Он поверил и пошел, не зная, куда идет, как сказано в Послании к Евреям (ср. 11, 8). Но доверился.

 

Из книги Бытия мы узнаём, что Авраам жил молитвой в неизменной верности этому Слову, периодически звучавшему на его пути. В двух словах можно сказать, что в жизни Авраама вера становится историей. Вера становится историей. Более того, Авраам собственной жизнью, собственным примером указывает нам путь – тот путь, на котором вера становится историей. Бог не рассматривается более как некое явление из космоса, как Бог далекий, внушающий ужас. Бог Авраама становится «моим Богом» – Богом моей личной истории, направляющим мои шаги и не покидающим меня, Богом моих дней, Товарищем в моих приключениях; Богом провидения. Спрошу себя и вас: а у нас есть такой опыт Бога? «Моего Бога» – Бога, меня сопровождающего, Бога моей личной истории, Бога, направляющего мои шаги, меня не покидающего, Бога моих дней? У нас есть такой опыт? Немного подумаем об этом.

 

Этот опыт Авраама подтверждает также один из самых оригинальных текстов истории духовности: «Мемориал» Блеза Паскаля. Он начинается так: «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, но не Бог философов и ученых. Уверенность. Уверенность. Чувство, Радость, Мир. Бог Иисуса Христа». Эти слова были написаны на клочке пергамента, найденном после смерти философа в подкладке его одежды. В них отражена не интеллектуальная рефлексия, которой такой мудрый, как Паскаль, человек может подвергнуть Бога, а живое, пережитое чувство Его присутствия. Паскаль даже точно записал момент, когда, наконец, встретил эту реальность и ощутил ее – вечером 23 ноября 1654 г. Это не абстрактный Бог, не Бог из космоса, нет. Это Бог личности, призвания, Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог, Который есть уверенность, чувство и радость.

 

«Молитва Авраама сперва выражается в действиях: будучи молчальником, он строит на каждом этапе пути жертвенник Господу» («Катехизис Католической Церкви», 2570). Авраам не строит храм, а усеивает свой путь камнями, чтобы отметить те места, где прошел Бог – Бог удивляющий, как тогда, когда пришел к нему под видом трех гостей, радушно принятых патриархом и Сарой и предвозвестивших им рождение сына Исаака (ср. Быт 18, 1-15). Аврааму уже было сто, а его жене – девяносто. И они поверили, доверились Богу. И Сара зачала. В таком-то возрасте! Вот Бог Авраама, наш Бог, идущий рядом с нами!

 

Так Авраам сближается с Богом, становится Его другом, который дерзает даже спорить с Ним, но всегда хранит верность. Говорит с Богом и спорит. Вплоть до высочайшего испытания, когда Бог повелевает ему принести в жертву сына Исаака – того самого, что родился уже в старости, единственного наследника. В этот момент для Авраама вера становится драмой: он будто шел наощупь в ночной тьме под небом, на котором теперь не было звезд. Нам также не раз случается идти во тьме, но с верой. Сам Бог остановил уже занесенную руку Авраама, потому что увидел его поистине полную готовность к послушанию (ср. Быт 22, 1-19).

 

Братья и сестры, давайте учиться у Авраама, учиться молиться с верой: слушать Господа, идти, говорить и даже спорить. Не будем бояться спорить с Богом! Не побоюсь даже сказать здесь кое-что, что может показаться ересью. Мне столько раз доводилось слышать от людей:

 

– Знаете, со мной случилось то-то и то-то, и я разозлился на Бога.

– И у тебя хватило мужества разозлиться на Бога?

– Да, я разозлился.

– Но ведь это тоже форма молитвы.

 

Ведь только сын может разозлиться на папу, а потом спокойно вновь встречаться с ним. Давайте учиться у Авраама молиться с верой, говорить, спорить, но всегда оставаться готовыми принять слово Божье и воплотить его в жизнь. Давайте учиться говорить с Богом, как сын со своим папой: слушать его, отвечать, спорить. Но честно, как сын с папой. Так учит нас молиться Авраам. Спасибо.

Источник: vatican.va










.