Давая мы растем - сказал Папа в проповеди на Пятидесятницу
















СВ. МЕССА ТОРЖЕСТВА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА

 

Собор Св. Петра – главный алтарь,

воскресенье, 31 мая 2020 г.

 

 

«Дары различны, но Дух один и тот же, – пишет коринфянам апостол Павел, – и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех» (1 Кор 12, 4-6). «Различные» и «один» – св. Павел упорно ставит рядом эти два слова, которые кажутся противоположностью друг другу. Он хочет сказать нам, что Святой Дух – это тот «один», соединяющий «различных», и что Церковь родилась именно так: мы, разные, объединены Духом Святым.

 

Так давайте же пойдем к началу Церкви – в день Пятидесятницы. Посмотрим на апостолов: среди них есть простые люди, привыкшие жить трудом собственных рук, например, рыбаки, но есть и Матфей – образованный сборщик налогов. У них разное происхождение из разных общественных слоев, еврейские и греческие имена, кроткие и взрывные темпераменты, разные взгляды и способы восприятия. Все они разные. И Иисус не изменил их, не сделал одинаковыми, подогнав под один шаблон. Нет. Сохранив различия между ними, Он теперь объединяет их, помазывая Духом Святым. Единение – единение различий между ними происходит вместе с помазанием. В день Пятидесятницы апостолы осознают объединяющую силу Духа. Они воочию видят ее, когда все, пусть даже говоря на разных языках, образуют один народ – народ Божий, созданный Духом, Который ткет единство из различий между нами и несет гармонию, так как Дух есть гармония. Он есть гармония.

 

Вернемся к себе, в сегодняшнюю Церковь. Мы можем спросить себя: «Что же нас объединяет, на чём зиждется наше единство?» Мы тоже разные: например, у нас разные мнения, разные решения, разное восприятие. Но всегда есть искушение с мечом в руках отстаивать свои идеи, полагая, что они служат во благо всех, и ладя только с теми, кто разделяет наши мысли. И это жестокое искушение разделяет нас. Но то лишь вера, как мы себе ее воображаем, и не такой веры желает Дух. Здесь можно подумать, что нас объединяет то же, во что мы верим, и те же нормы поведения, которых мы придерживаемся. Но есть нечто гораздо большее: начало, которое нас объединяет – это Святой Дух. Он напоминает нам, что мы, прежде всего, возлюбленные дети Божьи; все мы равны в этом и все различны. Дух приходит к нам при всех наших различиях и недостатках, чтобы сказать нам, что у нас один Господь Иисус, один Отец и что поэтому мы – братья и сестры! Давайте исходить из этого, давайте смотреть на Церковь так, как на нее смотрит Дух, а не мир сей. Мир нас считает то правыми, то левыми, приписывает нам то ту, то эту идеологию, а Дух смотрит на нас глазами Отца и Иисуса. Мир видит консерваторов и прогрессистов, Дух видит детей Божьих. Мирской взгляд видит структуры, которые нужно сделать эффективнее, а взгляд духовный видит братьев и сестер, жаждущих милосердия. Дух любит нас и знает место каждого в целом: для Него мы не конфетти, которое разносит ветер, а незаменимые элементы Его мозаики.

 

Но вернемся в день Пятидесятницы и посмотрим на первую миссию Церкви – благовестие. Мы видим, что апостолы не готовят стратегии. Закрывшись там, в горнице, они не разрабатывают стратегию, не обдумывают пастырский план. Они могли бы разбить людей на группы по национальностям, обратиться сначала к близким, а потом к дальним, всё по порядку… Они также могли бы подождать какое-то время с благовестием, чтобы глубже изучить учение Иисуса во избежание рисков… Нет. Дух не хочет, чтобы память об Учителе культивировалась в закрытых группах, в горницах, где так приятно «вить гнездо». Но эта страшная болезнь угрожает Церкви: она может перестать быть общиной, семьей, матерью и стать гнездом. Дух открывает, обновляет, толкает за пределы уже сказанного и уже сделанного, Он толкает за ограды робкой и осторожной веры. В мире без твердого порядка и просчитанной стратегии всё рушится. В Церкви же, напротив, Дух гарантирует единство благовествующему. И апостолы идут: берутся за дело без подготовки, выходят. Лишь одно желание их вдохновляет – дать то, что получили. Прекрасными словами начинает свое первое послание Иоанн: «…о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» (см. 1, 3).

 

И здесь мы, наконец, приходим к пониманию тайны единства, тайны Духа: тайна единства в Церкви, тайна Духа – это дар. Так как Он есть дар, живет, даруя Себя, и таким образом удерживает нас вместе, приобщая к одному дару. Так важно верить, что Бог есть дар, что Он не берет, а дает. Почему это так важно? Потому что от того, как мы понимаем Бога, зависит и то, во что мы верим. Если в нашем представлении Бог берет, навязывается, то и мы сами хотим брать и навязываться: завоевывать пространство, претендовать на значимость и власть. Но если в нашем сердце живет Бог-Дар, то всё меняется. Если мы осознаём, что всё, чем мы являемся – Его дар, свободный и незаслуженный дар, то тоже хотим превратить свою жизнь в дар. И смиренно любя, служа бескорыстно и радостно, мы открываем миру истинный образ Божий. Дух, живая память Церкви, напоминает нам о том, что мы рождены даром и растем, даря себя – не сберегая себя, а даря.

 

Дорогие братья и сестры, заглянем в себя и спросим: что мешает нам дарить себя. Есть, так сказать, три врага дара: три главных, постоянно дежурящих у дверей сердца: нарциссизм, виктимизм и пессимизм. Нарциссизм боготворит себя, радуется лишь личной выгоде. Нарциссист думает так: «Жизнь прекрасна, если я в выигрыше». И вот он приходит к выводу: «Почему я должен дарить себя другим?» Сколько зла в условиях пандемии приносит нарциссизм: эта замкнутость на собственных потребностях, равнодушие к чужим, нежелание признавать собственную слабость и ошибки. Но и второй враг, виктимизм, тоже опасен. Виктимист изо дня в день жалуется на ближнего: «Никто меня не понимает, никто не помогает, никто не любит, все желают мне зла!» Сколько раз мы слышали такие жалобы! Сердце виктимиста замыкается, и он спрашивает себя: «Почему другие не дарят себя мне?» Как же ужасен виктимизм в условиях той драмы, которую мы сейчас переживаем! Думать, что никто не понимает нас и не страдает так же, как страдаем мы. Вот виктимизм. И, наконец, пессимизм. Тут одна и та же каждодневная литания: «Всё катится в тартарары – общество, политика, Церковь…». Пессимист контактирует с миром, но остается безучастным и думает: «Зачем дарить? Это бессмысленно». Сейчас, когда мир восстанавливается, как вреден пессимизм: эта привычка видеть всё в черном свете и повторять, что, как раньше, уже не будет, и прежнее не вернется! Если мы думаем так, то что уж точно не вернется, так это надежда. Вот три страшных божка: нарциссический идол зеркала, бог-зеркало; бог-жалоба, когда вокруг мне видятся только поводы для причитаний; бог-негатив, когда всё черное и мрачное. Поддавшись им, мы страдаем от отсутствия надежды. Нам следует учиться ценить дар жизни – дар, которым является каждый из нас. Поэтому нам нужен Святой Дух – дар Божий, исцеляющий нас от нарциссизма, виктимизма и пессимизма, исцеляющий от зеркала, жалоб и мрака.

 

Братья и сестры, помолимся к Нему: Дух Святой, напоминающий о Боге, оживляй в нас память о полученном даре. Освободи нас от эгоистичного паралича и воспламени желанием служить и творить добро. Потому что хуже нынешнего кризиса может быть только то, что мы задушим в себе это желание, замкнувшись в себе. Приди, Дух Святой: Ты, Который есть гармония, преврати нас в созидателей единства; Ты, всегда дарующий Себя, даруй нам мужества выйти за собственные рамки, любить друг друга и помогать друг другу, чтобы стать одной семьей. Аминь.

 

Источник: vatican.va<br.