ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Библиотека Апостольского дворца,
среда, 20 мая 2020 г.
Катехизическое поучение:
4. Молитва праведников
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Сегодняшнюю катехизацию мы посвятим молитве праведников.
Замысел Божий по поводу человечества добр, но в повседневных превратностях жизни мы сталкиваемся с присутствием зла: мы видим его изо дня в день. Первые главы книги Бытия описывают прогрессирующее распространение греха в человеческой истории. Адам и Ева (ср. Быт 3, 1-7) сомневаются в добрых намерениях Бога, подозревая, что из ревности Он мешает их счастью. Отсюда и бунт: они больше не верят в великодушного Творца, желающего им счастья. Их сердца, поддавшись искушению лукавого, бредят всемогуществом: «если мы съедим плод этого дерева, то станем, как Бог» (ср. Быт 3, 5). Вот искушение: честолюбие, завладевшее сердцем. Но реальность оказалась обратной: их глаза открываются, и они обнаруживают, что наги (Быт 3, 7), без ничего. Не забывайте об этом: искуситель – плохой плательщик, он плохо платит.
Зло становится еще разрушительнее во втором человеческом поколении, еще сильнее: вспомним историю Каина и Авеля (см. Быт 4, 1-16). Каин завидует брату: вот он – червь зависти. Будучи первенцем, он всё же видит в Авеле соперника, посягающего на его первородство. Злоба приступает к его сердцу, и Каин не может совладать с ней. Она начинает проникать в сердце: все мысли сосредоточены на выискивании в другом плохого, на подозрениях. И человек приходит к заключению: «Этот вот – злодей, он хочет зла мне». И эта мысль проникает в сердце… Так история первого братства кончается убийством. Сегодня я думаю о человеческом братстве, и… повсюду войны.
Среди потомков Каина развиваются ремесла и искусства, но развивается и насилие, воспетое в мрачной песни Ламеха, звучащей как гимн мести: «Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт 4, 23-24). Месть: «Ты сделал и заплатишь». Но говорит это не судья, это говорю я. Сам назначаю себя судьей. И так зло растекается, как масляное пятно, пока не займет весь холст: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6, 5). Великие фрески с изображениями всемирного потопа (Быт 6-7) и вавилонской башни (Быт 11) иллюстрируют необходимость нового начала как нового творения, которое свершится в Иисусе Христе.
Однако на тех же первых страницах Библии записана и другая история, не такая крикливая, а скорее тихая и благочестивая, дающая нам лучик надежды. Хотя почти все вокруг ведут себя жестоко, превратив ненависть и войну в великий двигатель человеческой истории, есть всё же люди, способные искренне молиться Богу, способные иначе писать человеческое предназначение. Авель приносит Богу жертву от первородных своего стада. После его смерти у Адама и Евы родился третий сын, Сиф, у которого, в свою очередь, был сын Енос (что значит: «смертный»), а далее сказано: «…тогда начали призывать имя Господа» (Быт 4, 26). Затем появляется Енох – человек, который «ходил пред Богом», и которого Бог забрал на небеса (ср. Быт 5, 22. 24). И, наконец, история праведника Ноя, который также «ходил пред Богом» (Быт 6, 9), и которому Бог открыл Свое намерение уничтожить человечество (ср. Быт 6, 7-8).
Когда мы читаем повествования о них, создается впечатление, что молитва – это плотина, укрытие от волны зла, растущей в мире. Если задуматься, то мы молимся и о спасении от самих себя. Молиться важно: «Господи, прошу, спаси меня от меня самого, от моих амбиций, от моих страстей». Молящиеся на первых страницах Библии – это миротворцы: ведь молитва, если она подлинна, освобождает от инстинктов насилия и направляет глаза к Богу, чтобы Он снова позаботился о сердце человека. В «Катехизисе» сказано: «Это качество молитвы испытано многими праведниками во всех религиях» (ККЦ, 2569). Молитва растит цветники возрождения там, где человеческая ненависть способна лишь распространять пустыню. И молитва могуча, потому что привлекает силу Божию, а сила Божья всегда дает жизнь – всегда. Он – Бог жизни, дающий возрождение.
Вот почему господство Бога проходит по цепи этих мужчин и женщин, которых зачастую мир не понимает или отвергает. Но мир живет и развивается благодаря силе Божьей, которую Его слуги привлекают своей молитвой. Эта цепь людей не поднимает никакого шума, и они редко удостаиваются почтения историков, и всё же их наличие так важно для возрождения веры в мир сей! Мне вспоминается история одного человека, который возглавлял правительство и был очень важным деятелем своего времени, не нашего. Атеист без религиозного чувства в сердце, в детстве он слышал, как молилась бабушка, и в памяти запечатлелся этот образ. Однажды в трудную минуту жизни тот образ ожил в его сердце, и он сказал себе тогда: «А бабушка молилась…». Он стал молиться словами бабушки и так обрел Иисуса. Молитва – это всегда цепь жизни: так много мужчин и женщин молятся, сеют жизнь. Молитва сеет жизнь, коротенькая молитва – вот почему так важно учить детей молиться. Мне бывает больно, когда приходится встречать детей, не умеющих даже делать крестное знамение. Нужно учить их хорошо делать крестное знамение, потому что это первая молитва. Важно, чтобы дети умели молиться. Потом, возможно, они забудут, выберут иной путь, но первые молитвы, выученные в детстве, остаются в сердце, потому что они – семя жизни, семя диалога с Богом.
Путь Божий в истории Божьей шел через них: шел через «остальное» человечество, которое не подстроилось под закон сильнейшего, а просило Бога творить Его чудеса и, в первую очередь, превратить наши каменные сердца в «сердца плотяные» (ср. Иез 36, 26). И это помогает молитве: потому что она открывает двери Богу, превращая наши так часто каменные сердца в сердца человеческие. Это требует столько человечности, а с человечностью молиться хорошо.
Источник: vatican.va
.