УТРЕННЯЯ СВ. МЕССА В ПРЯМОЙ ТРАНСЛЯЦИИ
ИЗ ЧАСОВНИ ДОМА СВ. МАРФЫ
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
«Как успокаивает мир сей, и какой мир дает Господь»
Вторник, 12 мая 2020 г.
Введение
Сегодня День медсестер. Вчера я направил им особое послание. Помолимся сегодня о медбратьях и медсестрах, о мужчинах, женщинах, юношах и девушках, посвятивших себя этой профессии, которая представляет собой нечто большее, чем просто профессия – это призвание, самопожертвование. Да благословит их Господь. В нынешней ситуации пандемии они показали пример героизма, а некоторые отдали свои жизни. Помолимся же о медсестрах и медбратьях.
Проповедь
Прежде чем уйти, Господь приветствует Своих и вручает им дар мира – мир Господень: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин 14, 27-31). И речь идет не о всеобщем мире, т.е. об отсутствии войны – всем нам хотелось бы, конечно, чтобы такой мир царил всегда. Речь идет о мире в сердце, о душевном мире, который у каждого из нас должен царить внутри. И Господь дает его, но подчеркивает при этом, что «не так, как мир дает» (Ин 14, 27). Как же успокаивает мир сей, и какой мир дает Господь? Они умиротворяют нас по-разному? Да.
Мир сей дает тебе «внутреннее спокойствие», и при этом имеется в виду спокойная жизнь, жизнь «со спокойным сердцем». Мир сей дает тебе внутреннее спокойствие как твою собственность, как вещь, которая твоя и изолирует тебя от других, держит тебя в себе, это твоя покупка: «я спокоен». И ты, сам того не замечая, замыкаешься в этом спокойствии, это успокоение немножко для тебя, для каждого; это «одинокое» спокойствие, спокойствие, которое утихомиривает тебя и даже делает счастливым. И такое спокойствие, такое счастье тебя немного усыпляет, анестезирует и заставляет оставаться при себе в некоем умиротворении. Немного эгоистичное спокойствие: спокойствие для меня, замкнутое во мне. Такое спокойствие дает мир сей (ср. Ин 14, 27). И это дорогое спокойствие, потому что тебе постоянно приходится менять «средства успокоения»: сначала тебя вдохновляет, успокаивает что-то одно, а потом тебе приходится искать другое… Дорогое спокойствие, потому что временное и бесплодное.
А мир, который дает Иисус – это нечто совсем иное. Этот мир приводит тебя в движение: он не изолирует тебя, а приводит в движение, побуждает идти к другим, созидает общину, творит общение. Спокойствие от мира сего стоит дорого, а мир Иисуса дается даром, он бесплатный; это дар Господень, мир Господень. Он плодотворен и всегда ведет тебя вперед.
Один пример из Евангелия наводит меня на размышления о том, каково оно – мирское спокойствие: вспомним того господина с полными житницами, который собрал богатейший урожай и теперь думает: «Надо будет построить новые склады, новые амбары, чтобы сложить туда всё это, и тогда смогу расслабиться… Вот мой покой, с такими-то запасами я заживу спокойно». «Безумец! – сказал на это Бог. – Этой же ночью ты умрешь» (ср. Лк 12, 13-21). Это имманентное спокойствие, которое не откроет тебе двери на ту сторону. Мир же Господень открыт туда, куда Он Сам пошел, открыт на небеса, открыт на рай. Это плодотворный мир, который открывается и ведет в рай вместе с тобой других.
Думаю, что нам полезно было бы задуматься немного: а каков мой мир, где я ищу покой? В вещах, благополучии, путешествиях (хотя сейчас особо не попутешествуешь), в обладании и во многом и многом другом, или же я обретаю мир как дар Господень? Приходится ли мне платить за спокойствие, или же я получаю мир даром от Господа? Каков мой мир? Когда мне чего-то не хватает, то злюсь ли я? Это не мир Господень. Это очередное испытание. В своем безмятежном спокойствии я засыпаю? Оно не от Господа. У меня мир в душе, и я хочу поделиться им с другими и что-то предпринять? Вот это мир Господень! Даже в ужасные и трудные моменты во мне остается этот мир? Он от Господа. И мир Господень плодотворен и для меня, потому что полон надежды, т.е. устремлен к небесам.
Вчера… Уж извините, что говорю об этом, но это такие жизненные вещи, которые радуют меня… Вчера я получил письмо от одного священника, хорошего священника, дельного, и он пишет, что я мало говорю о небесах, что должен больше говорить о них. И он прав, прав. Поэтому сегодня мне хотелось бы подчеркнуть следующее: мир, который дает нам Иисус – это мир на настоящее и на будущее. Это начало жизни на небесах, с плодотворностью с небес. Это не анестезия. Это нечто другое, да: ты ищешь анестезии в вещах мира сего, и когда доза этой анестезии прекращает свое действие, ты принимаешь другую, а потом еще, еще и еще… Мир же Иисуса – это окончательный мир, плодотворный и «заразный». Не нарциссический мир, потому что всегда устремлен к Господу. А земное спокойствие сосредоточено на тебе, оно немного нарциссическое.
Господь да дарует нам этот мир – полный надежды, наделяющий плодотворностью, побуждающий к общению с другими, созидающий общину и всегда стремящийся к окончательному миру рая.
Источник: vatican.va
.